Светлана Доронькина
Творческое художественное конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое художественное конструирование. Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творчества изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личные качества. Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому, основной показатель творчества — новизна его результата, которая носит объективный характер, потому что создается то, чего раньше не существовало. С этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективного и принципиально нового, но все же психологи и педагоги доказали, творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение этому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков или конструкций. Новизна открытий и продукта субъективна, и это первая важная особенность детского творчества.
Публикация «Творческое художественное конструирование» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Процесс создания продукта для дошкольников при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем их достижение результата. И это вторая особенность детского творчества.
Конструированию из бумаги дошкольников обучают на специальных занятиях. Как показывает анализ практики, обучение строится только на подражательной основе — педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки.
Чем объясняется такой подход? Во-первых, сложностью самой деятельности: слишком много операций, последовательность которых можно запомнить только механически. Вот почему процесс в памяти ребенка не складывается в единое целое. Во-вторых, практически ребенок не имеет возможности опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (т. е. сложить, надрезать и т. д.).
При таком обучении каждый способ «привязан» к конкретной поделке. Сейчас разработан новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги и в процессе их распредмечивания.
Под «распредмечиванием» следует понимать способ, который:
1)раскрывает вне контекста изготовления какой-либо игрушки;
2)наполняется конкретным предметным содержанием.
Главная цель обучения - «формировать у детей умение
конструировать самостоятельно и творчески». Для каждой возрастной группы отобраны несколько достаточно простых способов, состоящих из взаимосвязанных операций, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Способы эти позволяют одновременно создавать большое количество разных поделок. В этой связи разработано поэтапное обучение.
1этап — способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.). Отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления разных игрушек. При этом педагог может успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме.
2 этап — ставятся задачи проблемного характера, соотносятся усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию либо прямо (младший возраст, либо трансформировано (старший возраст). Таким образом обеспечивается их обобщение.
3 этап — предусматривает создание условий для самостоятельного конструирования. Как видно, обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребенка от практических результатов (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных игрушек.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности — здесь создаются художественно-эстетические предметы; сказочные фигурки, для (сложных, театрализированных, поделки для украшения интерьера, литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка).
Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется — оригами (ори — сгибать, гама — бумага). Пришла к нам из Японии.
Киригами — процесс складывания бумаги и вырезания ее в разных направлениях или надрезании (снежинки, животные, цветы).
Еще одна разновидность техники конструирования из бумаги — бумажная скульптура.
Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги — сложный вид деятельности.
Развивать навыки творческого конструирования можно посредством :
1. Разнообразной техники, начиная от более простых ее видов (сминание, разрывание);
2. Обобщение способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура);
3. Создание условий (возможность поиска, разнообразие материалов).
Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески используя разные техники.