Ирина Прошина
Творческий проект «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи образовательных областей:
Социализация
- создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие.
Познание
- познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
- развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику;
Публикация «Творческий проект „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- развивать наблюдательность: умение видеть характерные черты и пропорции в наблюдаемых объектах, способность работать по памяти и представлению;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Художественное творчество
- развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие,
- на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в создании дымковских игрушек – индюков, используя все многообразие ранее усвоенных способов и приемов лепки.
Музыка
- передавать детям знания о музыкальной культуре, о песенном фольклоре;
- развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать русскую народную музыку;
- совершенствовать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать ритм на ложках.
Коммуникация
- приобщать к устному народному творчеству;
- обогащать словарь детей, стимулировать освоение значений слов;
- формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.
Труд
- формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
Предварительная работа:
- совместная деятельность воспитателя с детьми - беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов росписи, рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов; чтение стихотворений, загадок о народных промыслах, разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках;
- непосредственно образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми – разучивание русской народной пляски с ложками;
- совместная деятельность родителей и детей – посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства;
- подготовка оборудования для НОД по теме «Веселая ярмарка».
Обеспечение проекта :
- книга И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа»;
- книга Соломенниковой О. А. «Радость творчества»;
- технологические карты «Лепка дымковского индюка»;
- дымковские игрушки (обожженные, побеленные, расписные);
- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
- поворотный круг для показа модели;
- костюмы и атрибуты для коробейников;
- музыкальный центр, диск с записью русских народных песен «Не велят Маше за реченьку ходить» (в исполнении Иркутского ансамбля аутентичной музыки, «Ярмарка» и минусов к песням «Ой, снег - снежок», «Золотая ярмарка»;
- предметная среда мини-музея «Русская горница».
Для каждого ребенка: разноцветный пластилин, стека, доска для лепки, салфетка, печатки-тычки различного диаметра, подставка для готового изделия.
Ожидаемый результат:
Ребенок:
- узнает и называет знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- умеет самостоятельно проводить анализ изделия;
- выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т. п. ;
- лепит изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- украшает изделие налепами и рельефом в соответствии с народной росписью;
- самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности;
- эмоционально реагирует на музыкальные произведения, умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- свободно общается со сверстниками и взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Содержание
непосредственно образовательной деятельности.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мастерскую глиняной игрушки в Дымковскую слободу, в гости к мастерам-умельцам народной игрушки. Вы готовы к такому путешествию? (Ответы детей).
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров (Вятка, видно заречную слободу Дымково.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
- Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносок и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Но вначале были свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… Прислушайтесь…
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.
ЗАХОДИМ В ИЗБУ, ТАМ СИДИТ МАСТЕРИЦА В РУССКОМ КОСТЮМЕ И ЛЕПИТ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ.
Педагог:
- Здравствуй, хозяюшка.
Мастерица:
- Здравствуйте, а вы кто такие будете?
Ребенок:
- А мы путешественники. Решили мы попутешествовать и узнать о том, как лепили игрушки в старину.
Мастерица:
- Проходите, рассаживайтесь. Сейчас я вам расскажу, как лепили игрушки в Дымково. Этот промысел возник у нас, в слободе Дымково, потому что у нас отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало.
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!
- И стали жители поселка игрушки из этой глины делать. Глина в поселке красная. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. Потом лепили игрушку (показ полуфабриката). Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой. Игрушка становилась какого цвета? ( ответы детей: красно-коричневая). Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом (показ). Игрушку снова сушили. Затем игрушку украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. Какие? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? ( ответы детей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.) Да, все игрушки расписаны яркими красками. Ребята, а ещё дымковские игрушки отличаются своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? ( ответы детей: кружочки, точки, клетки, полоски, волны).
- После росписи игрушки снова сушили. Но, работа ещё не закончена. Ещё предстоит, как говорят мастерицы, «посадить золото». Нужно смочить кисточку в сыром яйце, коснуться золотого квадратика или ромбика и прикрепить на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки. Затем покрывали игрушки взбитым яичным белком, чтобы блестели. И снова сушили. Вот теперь игрушка готова. Она получалась сказочная, веселая.
- Мастера-умельцы дали название каждой своей игрушке. Вот эту игрушку назвали (показ и называние игрушек).
- Игрушки наших мастеров были самым ярким украшением ярмарки с весёлым и озорным названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ЯРМАРКА».
ВХОДЯТ КОРОБЕЙНИКИ.
1-ый коробейник:
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
2-ой коробейник:
А на ярмарке товары :
Продаются самовары,
1-ый коробейник:
Продаются вилы, санки,
И конфеты и баранки,
2-ой коробейник:
Покупают люди сушки,
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша.
1-ый коробейник:
А сейчас:
Ждем вас на дорожке.
Разомните ножки.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЛЯСКУ С ЛОЖКАМИ.
ВХОДЯТ КОРОБЕЙНИКИ. (У них в лотках нераскрашенные игрушки. Они начинают зазывать покупателей.)
1-ый коробейник:
Мы ребята удалые,
Мы ребята, озорные,
2-ой коробейник:
Всех на ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
1-ый коробейник:
Здесь игрушки знатные,
Складные, да ладные!
2-ой коробейник:
Они повсюду славятся,
Авось и вам понравятся!
Педагог: Игрушки у вас хорошие, но почему-то не расписные!
Коробейники (хором) :
Ой, беда, беда, господа,
Пока ехали сюда,
Так спешили,
Что краски смыли.
Педагог: Что же не бывать нашей ярмарке? Что же не будет гуляний?
ДЕТИ ПРЕДЛАГАЮТ СДЕЛАТЬ ИГРУШКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА И РАСПИСАТЬ ИХ ПЛАСТИЛИНОМ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКИХ.
Педагог: А для этого вам нужно совсем немного: коробка с пластилином, воображение и ваше умение рисовать пластилином.
Содержание
художественно-творческой
непосредственно образовательной деятельности:
Педагог предлагает вылепить для веселой ярмарки дымковских индюков.
Затем педагог предлагает еще раз рассмотреть индюка и определить из каких частей его лучше слепить, уточняет ответы детей и показывает способ лепки:
- Сначала нужно создать из белого пластилина исходную форму конус – это туловище: узкий конец – голова, широкий – туловище. Затем лепим из желтого пластилина три маленьких конуса – для клюва и лапок, присоединяем их к туловищу и прижимаем. Лепим коготки: по три маленьких шарика для каждой лапки, присоединяем. Теперь делаем хвост – скатываем шар, расплющиваем в диск, присоединяем к туловищу и примазываем. Крылья одинаковые по размеру, поэтому их удобней сделать так: скатать шар, расплющить в диск и разделить его пополам. Прикрепляем крылья по бокам туловища. Украшаем хвост и крылья оборками: раскатываем тонкие валики и расплющиваем их в ленту, оборки прикрепляем по краю хвоста и крыльев. Далее лепим ленту для короны и закручиваем ее в бутон. Для бородки лепим маленькие шарики или конусы, прикрепляем к туловищу под клювом. Теперь надо украсить нашего индюка, чтобы он стал нарядным. А как можно его украсить?
Ребенок:
- Дымковского индюка можно украсить налепами и рельефом.
Педагог выставляет технологическую карту по лепке индюка, чтобы дети могли вспомнить последовательность и рациональные способы лепки.
Дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Педагог помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом.
Все вылепленные индюки объединяются в общую композицию «Праздничные птицы».
Педагог:
- Ребята, вы хорошо потрудились и повеселились. С нами ярмарка не прощается, и праздник продолжается. А ваши работы будут радовать глаз в нашем городе мастеров.
Итоги реализации проекта :
Результат продуктивной деятельности:
- формирование творческой личности ребенка, умеющей проецировать полученные знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность, с более высоким уровнем развития мелкой моторики, технических навыков и умений, с устойчивым интересом к творческому процессу, с желанием мастерить своими руками.
Продукт проектной деятельности :
- выставка детских работ «Веселая ярмарка».