Ольга Аверина
Творческий проект «Солёное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: Дети старшей группы и воспитатель Аверина О. А.
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации: 1 месяц, октябрь 2012 г.
Отчёт: 1 неделя ноября.
Предполагаемый результат: благотворное влияние на эмоциональное состояние ребёнка через развитие речи и мышление. Формирование художественного вкуса, творческого воображения.
Цели:
1. Развитие художественно - творческих способностей, формирование у детей образного мышления памяти, ручных умений и навыков, умение видеть прекрасное.
2. Продолжать учить лепить из теста. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Публикация «Творческий проект „Солёное тесто“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Введение.
[/b]
С давних пор люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные или рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Преимущества соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; - легко отмывается и не оставляет следов; - безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно! - если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; - можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; - краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; - поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века. - с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода- вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Рецепт соленого теста:
100 г. пшеничной муки, 100 г. ржаной муки, 400 г. соли, 250 мл. воды, 2 стол. ложки сухого обойного клея. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.
Краски из сока
Получившееся нечто можно раскрасить. Роль краски отлично выполнит сок (свекольный, морковный или любой другой). Такой "краситель" не уступает настоящим краскам, но если вдруг попадет в рот - ничего страшного не случится. Не забудьте приготовить "спецодежду" (что-нибудь свободного фасона, что не жалко испачкать) и "рабочее место" (поставьте все необходимое для рисования на большой поднос с загнутыми вверх краями или постелите клеенку). "Краску" лучше налить в розетку - в нее легче попасть кисточкой и меньше вероятность, что она перевернется.
Способы сушки
Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно- за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
I этап:
Придумывание сказок, небылиц, сочинение стихов, проведение конкурсов фантазёров.
II этап:
Подготовка солёного теста.
III этап:
Комплексное занятие: «Царевна Несмеяна»
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была царевна. И всё-то у неё было: и дворец прекрасный, и платья-наряды всякие, и конфеты-пряники. Только невесёлая была эта царевна, плакала она и рыдала целыми днями, потому что была Царевна Несмеяна.
Появляется Царевна Несмеяна, плачет, причитает. Садится, смотрит сердито на всех.
Воспитатель: давайте попробуем Несмеяну развеселить. А ну-ка, скоморохи, идите сюда, рассмешите Царевну!
Появляются двое детей, наряжённых скоморохами. Танцуют под весёлую музыку. Царевна кричит, топает ногами. Скоморохи падают.
Воспитатель: Не удалось скоморохам рассмешить царевну. Давайте-ка сами попробуем развеселить её. Я знаю, что вы мастера придумывать весёлые истории и даже стихи сочиняете. Почитайте их Несмеяне. Может быть, она перестанет плакать.
Дети читают свои стихи.
Однажды.
Однажды жарким-жарким летом,
Когда лежал глубокий снег,
По морю ехала карета
И растеряла все конфеты.
И нашёл их кашалот,
И засунул себе в рот.
А потом когда их съел,
Растолстел и улетел.
Тигрёнок.
Жил на дереве тигрёнок,
Был он жёлтый, как цыплёнок,
Хрюкал, квакал и трещал,
Бегемота навещал.
Бегемот его любил
И конфетами кормил.
Обезьяны.
Жили в зоопарке две обезьяны,
Гуляли по веткам и ели бананы.
Мышонок.
Вышел однажды мышонок из норки,
И захотелось ему сырной корки.
И пришёл он ко мне в гости.
Накормил я его пирогом.
Напоил я его молоком.
А потом мы пили тёплый чай из чашки,
А потом пошли смотреть в кино мультяшки,
А потом, а потом, а потом, а потом…
Я ещё не придумал, что было потом.
Хрюшки.
Плясали две хрюшки, как в цирке петрушки,
Их поймали волки, затащили в ёлки.
На ёлках иголки, укололись волки.
Котёнок.
Шёл по городу котёнок,
Шёл он тихо, не спеша,
А его поймал мышонок
Около моста.
Кукушка.
Две весёлые кукушки
Напекли гостям ватрушки,
Гости долго собирались,
Их кукушки не дождались,
Две весёлые кукушки
Слопали свои ватрушки.
Лошадь-певица.
Жила-была лошадь-певица.
И пела она, как птица.
И была та лошадь краса,
И была у неё длинная коса.
И вот выходит она на сцену
В платье красивом и белом,
И берёт микрофон,
И подпевает ей слон.
Но выпал снег,
И стало холодно певице,
И голос у неё охрип.
Долго-долго её лечили
Мёдом кормили, молоком поили,
А горлышко болит и болит,
А вылечил её кит.
И вот собрала она всех своих друзей
И вновь поёт, как соловей.
Драндалет.
Бурялись мухтики в боде,
Как мутодашечки в коре,
А танцевали напролёт,
И звали дружно драндалёт.
И прилетел к ним драндалет
И закричал: «Карабалёт»
И взял он кисточку и краски,
Нарисовал карабараску.
Царевна начинает весело смеяться.
Воспитатель: Молодцы! Смогли всё-таки рассмешить Царевну Несмеяну. А чтобы она больше никогда не плакала, давайте, слепим из солёного теста угощения и оставим их на память.
Воспитатель: Посмотрите! И наша царевна слепила что-то интересное.
Несмеяна: Я слепила солнечный зайчик.
Воспитатель: А почему он в чёрной шляпе?
Несмеяна: Когда он хочет отдохнуть, он скрывается под шляпой и наступает тень.
Серёжа: А я слепил конфетный дождь, который шёл прошлым летом.
Воспитатель: А почему у героя твоей небылицы зонтик и ведро?
Серёжа: Зонтик для того, чтобы конфетой по голове не стукнуло, а ведро, чтобы конфеты собирать.
Саша: Я слепил маленького котёнка и большого мышонка. Мышонок большой и страшный, котёнок маленький и очень испуганный, он даже глазки закрыл от страха.
Воспитатель: А кто тебе больше нравиться: котёнок или мышонок?
Саша: Котёнок. Мне его жалко, он очень испугался.
Воспитатель: Чем же кончится твоя страшная история? Удастся ли котёнку спастись?
Саша: Да, он убежит от мышонка.
Воспитатель: Я думаю, что Несмеяна больше не будет плакать и скучать.
Несмеяна: Я всё-таки лучше с вами останусь.
Воспитатель: Видите. Несмеяне было так хорошо, что она не хочет расставаться. Ну что ж, Несмеяна, пойдём с нами! Но и дворец не один остаётся. Пройдёт мимо путник усталый, увидит дворец, заглянет в него и сразу развеселиться. И будет благодарен вам за то, что смогли грустную сказку сделать весёлой.
Я знаю, вы многое можете, даже песни сочинять умеете. Давайте, на прощание споём песню, которую сами придумали.
1. Могу я, если надо,
Построить самолёт,
Без гаек, без шурупов,
Без крыльев, без винтов.
Припев: Я очень-очень ловок,
Я очень-очень смел,
Нет на свете ничего такого,
Чего бы я не умел.
2. Могу я, если надо,
Допрыгнуть до луны,
Гуляют там ушастые
Добрые слоны.
Припев.
3. Могу я, если надо,
Поднять огромный дом
И миллион ирисок
С бумажкой съесть потом.
Припев.
Оборудование
.
К инструментам для лепки относятся: тесто, карандаш, ластик, клей ПВА, гуашь, кисточки, лак.
Используемая литература:
1. И. Ханаева. «Солёное тесто»
2. Дошкольное Воспитание № 2/98г.
Анализ.
После проведения занятия я делаю следующие выводы: по результатам лепки я могу отследить усвоение этого материала и дать объективную оценку работы каждого ребёнка, каждой выполненной работы. По результатам этих работ я увижу, какие приёмы лепки требуют повторения. Затем я планирую работу с солёным тестом далее. Обычно лепку и солёного теста я планирую в совместной деятельности. Работа ведётся планомерная. Детям очень нравятся комплексные занятия, например, познавательное развитие + лепка, ознакомление с художественной литературой + лепка, музыка + лепка.
Хочется отметить также, что солёное тесто – безопасный материал, поэтому лепку из него можно включать с I младшей группы.
Лепка из солёного теста помогает не только развивать воображение и фантазию, но и мелкую моторику рук ребёнка, что очень важно в процессе развития речи. Благодаря технике работы с солёным тестом, можно развивать сенсорное воспитание ребёнка, ведь тесто можно изготовить любого цвета.
Таким образом, в результате самоанализа я делаю для себя выводы, над чем мне предстоит ещё поработать в этом направлении. А объективная картина в процессе образования лепки из солёного теста очевидна.