Татьяна Попова
Творческий проект «Сказка в опере». Детская опера «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: Творческий
Участники: Музыкальный руководитель, дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: Март – апрель 2013г.
Цель проекта: Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Развивать творческие способности и творческую самостоятельность детей;
Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности;
Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов;
Публикация «Творческий проект „Сказка в опере“, Детская опера „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Приобщать детей к активной эстетической и художественной деятельности;
Развивать речевые и вокальные навыки детей;
Создавать условия для свободного самовыражения каждого ребенка.
Актуальность темы:
Как известно, музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольного возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи обучения и творчества детей, доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.
Приобщение детей 5 - 7лет к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира. Рассмотрим основные этапы постановки детской оперы «Муха – Цокотуха».
1 этап
«Выбор произведения»
Сказка – работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Выбор детской оперы «Муха-Цокотуха» не случаен:
во-первых, постановку детской оперы «Муха-Цокотуха» М. Красева я увидела на открытом методическом объединении музыкальных руководителей в г. Воронеже, где находилась на курсах повышения квалификации;
во-вторых, герои сказки знакомы ребятам, так как дети предварительно читали в группе сказку К. Чуковского, смотрели мультфильм, и история Мухи им очень понравилась.
и наконец, мною был подобран интересный вокальный и инструментальный материал. В опере М. Красева всего 8 действующих героев, а у меня труппа из 28 артистов (старшая группа) и все хотят принять активное участие - я добавила вокальные номера новых персонажей, используя музыку О. Стародумовой. Также в опере звучат и отрывки из классических произведений: сцена сражения Паука и Комара (куплеты Тореадора из оп. «Кармен «Ж. Бизе; сцена свадьбы Комара и Мухи-Цокотухи («Свадебный марш» Ф. Мендельсона); Танец Мухи («Каприччио» В. Гаврилина).
2 этап
«Какой он - сказочный герой?"
Знакомство с музыкальной сказкой «Муха-Цокотуха» произошло на музыкальном занятии. Дети впервые услышали сказку с музыкальными номерами. Хочется отметить, что музыка в этом спектакле выполняет несколько функций:
1. Музыкальная характеристика героев в контексте происходящих событий:
Ария Мухи-Цокотухи
Песня Блошек-сапожников
Песня Пчёлок
Песня Бабочек
Дуэт Тараканов
Ария Жука-художника
Песня Кузнечика
Песня Светлячков-музыкантов
Ария Паука
Песня Комарика
2. Эмоциональная реакция на происходящие события (сопереживание):
- Хор гостей
-Сражение Комара с Пауком
-Заключительный хор «Бом, бом, пляшет Муха с Комаром»
3. Эмоциональный фон, сопровождающий действия героев :
Сцена сражения Паука и Комарика
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы, я опиралась на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Предлагала рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректировала и помогала, подсказывала наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогали:
Этюды на мимику
Работа с карточками эмоций, игра «Выбери карточку и покажи эмоцию мимикой и жестам» и «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.
Этюды на движение
Прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия выразительным движением. Передавать образ в движении дети учились, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках музыкальных занятий.
3 этап
Формирование актерского состава
(распределение ролей)
Обозначились детские желания, круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях, поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли.
4 этап
«Создание сценического пространства»
Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Взаимодействие с партнерами приводит к составлению следующих мизансцен:
Сцена прихода гостей:
Сцена с Пчёлками
Сцена с Блошками
Сцена с Светлячками
Сцена с Бабочками
Сцена с Тараканами
Сцена с Кузнечиком-скрипачом
Сцена с Жуком-художником
Сцена празднования дня рождения
Сцена появления Паука
Заключительная сцена – свадьба Комара и Мухи-Цокотухи
Финал
Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.
5 этап
«Премьера»
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка. Формируется чувство ответственности за общее дело.
Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера! Опера-сказка была показана родителям. Аплодисменты и слова благодарности не вскружили головы маленьким артистам, впереди повторные показы, а это значит, что нужно продолжать трудиться…
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работа над постановкой детской оперы «Муха-Цокотуха»:
- позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности;
- способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
- способствует повышению профессионального уровня педагога. [/i]
". Я сегодня жду гостей,
Я сегодня именинница!"
". Мы со всех, со всех лугов,
Принесли тебе цветов!"
Сцена Тараканов и Мухи-Цокотухи
Поздравление Жука-Художника
Сцена Блошек-сапожников
". Я злой паучище,
Длинные ручища!"
"А теперь душа-девица,
на тебе готов жениться!"