Ирина Куклина
Творческий проект «Прекрасен мир поющий!»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Прекрасен мир поющий!»
Характеристика проекта: Творческий, долгосрочный.
География проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Клюковка».
Срок: сентябрь 2013 года - май 2014 года.
Участники проекта: Дети, родители, педагоги подготовительной группы.
Краткое описание проекта:
Публикация «Творческий проект „Прекрасен мир поющий!“» размещена в разделах
Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; дети посетят музыкальную сказку «Красная Шапочка» в театре, будет организован большой концерт в детском саду. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта:
Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.
В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).
Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование). Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ для таких детей, но набор ведется с 7 лет, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.
Противоречие, проблема:
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.
Гипотеза, научное обоснование:
Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:
- учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей
- подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков
- в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Новизна:
• современные методы и приемы;
• интегрированный подход к детям.
Цель:
Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Учить петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Миссия:
Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.
Возможные риски:
- непосещение кружка по болезни (пути выхода – закаливающие процедуры в ДОУ, беседы о закаливании детского организма, привлечение инструктора по физическому воспитанию, дыхательная гимнастика)
- нежелание родителей (индивидуальные консультации)
Предполагаемый результат:
1. Поют выразительно, чисто интонируют.
2. Поют сольно и в коллективе.
3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.
Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.
Управление проектом:
Музыкальный руководитель
Педагоги, родители подготовительной группы
Финансовое обеспечение:
- тетради на каждого ребёнка
- диски с песнями
- нотная литература
- наглядные пособия
Материально – технические:
музыкальный центр, компьютер, проектор.
Информационные:
сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка».
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Задача: Организовать занятия вокального кружка «Улыбка» как дополнительное бесплатное образование
Срок: сентябрь – октябрь 2013г.
Содержание:
- диагностика детей по определению вокальных способностей
- формирование группы
- подбор вокальных упражнений, песенок
- перспективное планирование по кружку «Улыбка»
- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
2. Основной
Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Срок: ноябрь 2013г. - апрель 2014г.
Содержание:
Работа с детьми:
- валеологические песенки-распевки
- дыхательные упражнения
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры
- слушание и обсуждение детской музыки
- пение
- совместное пение
- беседы по содержанию песен
- драматизация песен
- подыгрывание на музыкальных инструментах
- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах
- музыкально-дидактические игры
- экскурсия в музыкальный театр на музыкальную сказку «Красная Шапочка»
Работа с воспитателями:
- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»
- консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»
- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д. Е. Огородного»
Работа с родителями:
- консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»
- консультация «Почему дети не поют?»
- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»
- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»
- презентация «Музыка лечит»
- памятка для родителей «Музыкальная аптека»
- анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка?»
-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»
- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений
- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе
- домашние задания творческого характера
- посещение дополнительного образования
3. Заключительный
Задача: Представить результаты реализации проекта.
Срок: май 2014г.
Содержание:
- презентация проекта на неделе педмастерства
- диагностика детей
- концерт для КМО, родителей, педагогов, детей
Продукт проекта:
Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;
Разработки по дополнительному образованию;
Сценарий концерта для КМО музыкальных руководителей, родителей.
Перспективы распространения результатов проекта:
- на концертах в ДОУ.
- на КМО музыкальных руководителей.