Анна Аткач
Творческая работа «История одной новогодней игрушки. Про медведей Тоню и Потапа»
Введение
Что собой представляют экспонаты? В большинстве это молчаливые свидетели многочисленных драм или испытаний. Как и через что сохранить память о тех или иных событиях? Как воспитать, привить умение чувствовать искусство?
Конечно же, вы думаете, что именно экспонат и несет в себе память, частичку истории, но мы при формировании своего музея в детском саду решили, что наш экспонат будет нести в себе личный опыт чувств, эмоций, переживаний дошкольника которые помогут в дальнейшем ребенку понимать глубину искусства, чувствовать, что художник произведения переживал и что хотел донести до других, это не просто полученные зрительные образы на обычной выставке, это целая жизнь от трагедии к искусству! В детском саду, начиная со старшего возраста, в группах созданы мини музеи. Воспитанники сами проводят в них экскурсии по экспозициям - «Старинные русские народные промыслы», «Мосты и ограды Петербург», «Моя Родина – Россия», «Петербург глазами художников», «Мы в ответе за тех, кого приручили», а так же временные экспозиции «Снятие блокады Ленинграда», «День Победы», «День птиц», и различные выставки.
Публикация «Творческая работа „История одной новогодней игрушки, Про медведей Тоню и Потапа“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Медведь, медвежата
- Новый Год в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В этом году мини музей «Мы в ответе за тех, кого приручили» пополнился одним экспонатом – авторской елочной игрушкой «про медведей Тоню и Потапа», на основе которого была организована выставка детских работ-эскизов, навеянных экспонатом.
Цель: Создавать условия для воспитания у старших дошкольников ответственного отношения к животному миру через призму одного экспоната, способствовать активному приобщению и пониманию (проживанию) изобразительного искусства.
Задачи:
Способствовать развитию восприятия и понимания художественных произведений (авторской елочной игрушкой с изображением медведей центра «Велес» художник Пяткина П. В.);
Изучить историю будущего экспоната;
Способствовать расширению представлений о жизни животных в природе и в неволе, об ответственности человека.
Создавать условия для развития познавательного интереса, творческих способностей, инициативности.
Воспитание нравственных, эстетических чувств дошкольников
Вызывать чувственный интерес к изобразительному искусству (понимание замысла художника).
Оформить мобильную выставку детского сада «История одной новогодней игрушки, про медведей Тоню и Потапа» и детских работ-эскизов для демонстрации в группах и рекриациях.
План реализации поставленных задач
1. Знакомство с авторской елочной игрушкой с изображением медведей центра «Велес», художник Пяткина П. В.
2. Изучение истории появления экспоната (знакомство с историей медведей Тони и Потапа)
3. Знакомство с центром «Велес»
4. Знакомство и чтение книги автора К. Кретовой «Друг за друга» книга о дружбе животных и людей. – издательство СПБ: Питер, 2019, 64 с.
5. Обсуждение иллюстраций книги, самостоятельные эскизы по полученной информации. Новый взгляд на авторскую елочную игрушку с изображением медведей центра «Велес», художник Пяткина П. В.
6. Организация пространства мобильной выставки одного экспоната «История одной новогодней игрушки, про медведей Тоню и Потапа», детских работ-эскизов, навеянных экспонатом.
Адресная аудитория.
Мобильная выставка одного экспоната «История одной новогодней игрушки, про медведей Тоню и Потапа», детских работ-эскизов навеянных экспонатом» создана на основе реальных событий произошедших в Санкт-Петербурге.
Адресована педагогическим работникам дошкольных учреждений, заинтересованным родителям и рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группа).
Следуя предложенным планом, можно в доступной и увлекательной форме провести дошкольников путем осознания ответственного отношения к животному миру и особенностям познания и понимания основ при рождении экспоната.
Выставка одного экспоната включает многоэтапность, интересные задания по теме позволяют расширить чувственный опыт через изобразительное искусство.
• Основная концептуальная идея:
Музейные экспонаты - это не просто предметы, а предметы, которые имеют свою историю, были созданы и «живут». Это уникальные предметы, хранящие память о каком-либо событии.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.
Наша экспозиция, то место, где можно и нужно смотреть, трогать, думать, действовать.
Музейный предмет – новогодняя игрушка, подлинник, обладающий своей историей создания и несущий такие качества как, сопереживания, сострадания, любви к окружающему миру.
История экспоната:
Медведица Тоня – яркий пример того, до какой ужасающей степени жестокости может дойти человек при обращении с животным. Нерадивый хозяин довел медведицу до крайнего истощения и так долго держал на цепи, что металлические звенья ушли глубоко под кожу Тони. Весной сотрудники реабилитационного центра для диких животных «Велес» спасли медведицу из плена и забрали ее себе. За полгода Тоня перенесла три сложных операции и научилась немного доверять людям. Волонтеры рассказали о том, как медведице живется на новом месте, и как идет ее выздоровление.
Издевательство над животными
Весной этого года известная зоозащитница Светлана Лось забила тревогу: под Петербургом из-за жестокого обращения медленно погибали животные. Выяснилось, что несколько лет назад предприниматель решил устроить небольшой зоопарк. Он приобрел лошадей, коз и двух медведиц и попытался заработать на них деньги. Правда, у него ничего из этого не вышло. Бизнесмен не знал, как нужно ухаживать за питомцами. Кормил их отбросами, не следил за здоровьем, а на прокат выводил только лошадей.
«Все эти годы Тоня питалась одними отходами и не получала нормального питания, - рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU сотрудник по уходу за животными центра «Велес» Алена Сквознякова. – Если у владельца умирало животное, он скармливал ей кости».
Если лошади бизнесмена хотя бы изредка выходили на прогулку и катали на себе людей, то, что делать с медведицами, предприниматель так и не придумал. Вокруг шеи животных он в несколько слоев намотал толстую цепь, к которой медведицы и были прикованы все восемь лет. Когда сотрудники центра «Велес» приехали спасать зверей, владелец успел спрятать лошадей и коз, а сам скрылся. Его ищут до сих пор, правда, ничего страшного бизнесмену не грозит – за многолетнее издевательство над животными его ждет всего лишь штраф в пределах 100 тысяч рублей.
Цепь между позвонков
Одну из медведиц забрали себе зоозащитники из Москвы, а новым домом Тони стал реабилитационный центр «Велес» в Рапполово. Когда сотрудники центра привезли ее сюда в марте, медведица весила всего около 80 кг при нормальном весе взрослого бурого медведя от 200 кг. Два слоя цепи врезались в шею бедного животного, причем один слой железных звеньев так глубоко ушел под кожу, что цепь вросла между шейными позвонками Тони.
«За восемь лет хозяин ни разу не снял цепь, - объясняет Алена Сквознякова. – Ткани на теле Тони нарастали, пока цепь полностью не ушла под кожу. Когда медведица попала к нам, она даже не могла ходить или лежать. Она делала только шаг вправо или влево, а чтобы поспать, частично прислонялась к решетке».
В центре «Велес» Медведице сразу же сделали операцию, в ходе которой врачи удалили с шеи только часть цепи, поскольку животное нельзя было долго держать под наркозом. Медики полагали, что вторая операция станет завершающей, но во время повторного хирургического вмешательства выяснилось, что цепь находится очень глубоко под кожей – на расстоянии целого пальца ветеринара. В конце сентября Тоня перенесла последнюю, третью операцию, в результате которой врачи удалили из тела животного все звенья цепи. Теперь на память о жестоком хозяине у медведицы остался огромный шрам на всю шею, который будет заживать еще очень долго.
Данная история легла в основу написания детской книги про животных, автором которой является художник- иллюстратор Пяткина П. В., которая и предоставила материалы для выставки, а также отследила дальнейшую судьбу медведицы Тони, которая попала в центр и познакомилась с медведем Потапом. Животные подружились и создали семью. В дальнейшем на основе иллюстраций были созданы новогодние игрушки центром «Велес», которые способны обогатить не только духовный мир детей и взрослых, а также и привлечь к изобразительному искусству. Выставка помогла ребятам-дошкольникам расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации выставок и музеев.
• Тематико-экспозиционный план
Номер
п\п Экспозиционный
материал Материал размер, Поисковые
данные Примечание
1. Новогодняя игрушка Стекло, диаметр 10 см Предоставлена художником-иллюстратором Пяткиной Полиной Владимировной Расположен в центре выставочного стола
2. Книга К. Кретовой «Друг за друга» книга о дружбе животных и людей. – издательство СПБ: Питер, 2019, 64 с. ф. А-3
Предоставлена художником-иллюстратором Пяткиной Полиной Владимировной Расположена в левом углу стенда
3. Пояснительные тексты с кратким описанием и иллюстрациями, мини-коллаж.
бумага
рамка
ф. А-3
6 шт. Предоставлены
художником и писателем в сотрудничестве с воспитателем Расположены на стенде
4. Фотографии с выставки-презентации книги бумага
рамка
ф. А-3
2 шт.
Предоставлены
художником и писателем в сотрудничестве с воспитателем Расположен на выставочном столе
5. Презентация ИКТ Предоставлены
художником и писателем в сотрудничестве с воспитателем ИКТ
6. Работы – эскизы детей. Акварельная бумага, ф. А-4 Совместная работа детей, воспитателей и художника Расположены на выставочном столе
• Описание экспоната
Экспонат «Новогодняя игрушка (иллюстрация медведей в шаре)»
Данная игрушка создана российским карантинным центром диких животных, на основе рассказа и по эскизу художника Пяткиной Полины Владимировны, она представляет из себя шар, сделанный из стекла с изображением внутри двух медведей, с оборотной стороны экспоната расположены логотипы центра.
• Формы работы с посетителями на данной экспозиции
Планируя программу работы на выставке, мы отталкивались от целевой аудитории выставочного мероприятия.
Выставка ориентирована на посещение аудитории, основу которой составляют дети – дошкольники старшей и подготовительной к школе группы, их родители, братья (сёстры)- школьники, коллеги-педагоги.
Выставку могут посещать так же учащиеся младших классов.
Для дошкольников старшей и подготовительной групп:
• ОО «Социально-коммуникативное развитие» НОД «Беседа о музее и правилах поведения в музее»;
• Беседа о создании и происхождении новогодней игрушки;
• ОО «Речевое развитие» Рассказ художника-иллюстратора об истории медведей (Тони и Потапа);
• ОО «Речевое развитие» НОД: «Чтение сказок и рассказов о медведях, разучивание стихов»
Экскурсия на выставку. Тема: «История одной новогодней игрушки»;
• Игра-экскурсия с рассказом от имени ребёнка-экскурсовода;
• Сюжетно-ролевая игра «Три медведя»;
• Соревнования, конкурсы и викторины по теме.
• ОО «Познавательное развитие» НОД «Дикие животные в нашей жизни»;
• ОО «Познавательное развитие» НОД в старшей группе:
Тема: «Измерение длины. Понятие сантиметр, метр»;
• ОО «Познавательное развитие» НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Виды медведей»;
• ОО «Художественно-эстетическое развитие» НОД в старшей группе: Конструирование – аппликация из бумаги «Лесные жители» ОО «Художественно-эстетическое развитие» НОД в старшей и подготовительной к школе группе «Эскизы с изображением медведей для новогодней игрушки».
• Самостоятельное рассматривание экспонатов;
Тематические игры по физической культуре «У медведя во бору»
Для педагогов:
• Тематическая экскурсия для педагогов «История одной новогодней игрушки»- приобщение к дальнейшему развитию музея.
• Семинар-практикум «Музейная педагогика, как средство развития познавательных процессов у дошкольников».
• Мастер-класс по изготовлению животных из подручного материала.
Для родителей:
• Информационный буклет «Спасем диких животных»
• Тематическая экскурсия для родителей «История двух медведей»
• Исследовательские задания для детей и их родителей.