Елена Трусова
Творческая презентация «Формирование основ безопасного поведения на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду «Одуванчик» я работаю воспитателем уже седьмой год. В работе стараюсь осваивать и применять педагогический опыт, в общем нахожусь в постоянном поиске новых методов воспитания подрастающего поколения.
Наш детский сад несколько лет работает по программе «Здоровьесбережение» по направлениям:
• Организацию санитарно-эпидемиологического режима
• Создание гигиенических условий жизнедеятельности детей
• Организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками
• Физическое воспитание детей
• Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей
Публикация «Творческая презентация „Формирование основ безопасного поведения на дорогах“» размещена в разделах
Одна из задач образовательной области «Безопасность» предполагает передачу детям знаний о правилах безопасного поведения на дорогах в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Вашему вниманию, уважаемые коллеги, представляю свои творческие наработки с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему современности. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах.
Хотя мы и живём в сельской местности, тема безопасности детей на дорогах и для нас очень актуальна. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Автотранспорта развелось очень много, нет специализированных детских площадок для детей, иногда ребятишки бывают предоставлены сами себе.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках, транспорте и прочих тонкостях.
Рост численности детского травматизма на дорогах очевиден. Беря статистику за 2011 год, в Иркутской области количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 9,7%.
В Иркутске количество происшествий по вине детей увеличилось с 36 до 52 случаев, то есть на 42,6%.
По Братскому району я хочу показать статистику дорожно-транспортных происшествий с участием детей в таблице:
Всего ДТП Всего ДТП Всего ДТП Всего ДТП Всего ДТП
2009 10 0 10 7
2010 14 2 12 10
2011 11 1 11 3
За каждой цифрой - реальный ребёнок, пострадавший ребёнок.
Исходя из статистики, я считаю, что моя тема актуальна.
Статистические данные об участии детей в дорожно-транспортных происшествиях, а также отсутствие у детей знаний о правилах дорожного движения направляет нас на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Поэтому я решила углублё нно работать над этой проблемой и поставила перед собой Цель: Формирование безопасного поведения на дорогах.
Для достижения цели необходимо было решить ряд задач:
Изучить теоретические источники по данной проблеме.
Сформировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Выработать практические умения безопасного поведения на дорогах.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения среди родителей и побуждать их на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.
Реализация цели и задач осуществлялась по следующим направлениям:
• Работа с педагогами
• Работа с родителями
• Работа с детьми
• Связь с социумом
Большое внимание я уделяю работе с педагогами по повышению у них компетенции в знаниях правил дорожного движения.
Первым учителем, который может помочь обществу решить проблему дорожно-транспортного травматизма должен стать воспитатель детского сада. Но как правило не все воспитатели хорошо знают правила дорожного движения.
С педагогами использую такие формы работы как :
• Изучение инструкций
• Консультации
• Практические занятия
• Организованные собрания
• Работа с педагогами ведё тся через:
• Диагностику
• Теоретико-практические семинары
• Обмен опытом работы с педагогами
• Сбор информации по данной теме
На начало работы по теме «Формирование основ безопасного поведения на дорогах» мной проведена входная диагностика воспитателей ДОУ «Одуванчик».
Выявила следующие результаты:
65%-владеют знаниями по проблеме.
На начало 2012 года-92%
Рост 27 %.
На теоретико-практических семинарах нами были изучены проблемы:
• Дошкольникам о правилах дорожного движения
• Безопасность и здоровье наших детей
• Что должен знать воспитатель о безопасности движения
• «Дорожно-транспортное происшествие – кто виноват?»
• «Дисциплина на улице – залог безопасности на дороге.»
• «Как не попасть в дорожную ловушку?»
• «Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма. Меры предупреждения ДТП.»
• «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»
и т. д, где обсуждались вопросы:
o Методические приёмы и формы работы с детьми по обучению навыкам нравственного поведения на дорогах.
o Взаимодействие с семьёй по данной проблеме
o Система игр по обучению и закреплению знаний детей по безопасному поведению на дорогах.
Обмен опытом проводится через посещение открытых просмотров занятий своих коллег, занятий в ДОУ района и посещение открытых уроков в школе. Я приняла участие в выездной конференции года по теме:
Сбор информации осуществляется через формирование библиотечки по проблеме формирование основ безопасности. С педагогами мы разработали дидактический материал:
-игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые)
-физминутки
-загадки, стихи
Также прослеживается работа с родителями дошкольного учреждения с целью расширения представлений о правилах дорожного движения.
Прежде всего знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, конечно в зависимости от возраста и времени года.
Работая с родителями, использую такие формы :
• родительские собрания
• памятки-обращения
• консультации
• беседы
• разыгрывание ситуаций
• родительский лекторий по проблеме безопасности на дорогах
• привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр
• оформление стенда, папок-передвижек, мини-книжек по правилам дорожного движения
Большое внимание уделяю тематике родительских собраний:
В младшей группе:
«Безопасность детей – забота взрослых.
В средней группе:
«Жизнь без дорожно-транспортных происшествий – это возможно?»
«Как научить ребенка наблюдать за дорогой» и т. д.
В старшей группе:
«Дорожно-транспортное происшествие – кто виноват?»
«Дисциплина на улице – залог безопасности на дороге.»
В подготовительной группе:
«Как не попасть в дорожную ловушку?»
«Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма. Меры предупреждения ДТП.»
Основной упор в работе с родителями уделяю тому, чтобы они сами подавали личный пример детям в подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила дорожного движения дошкольники учатся прежде всего у взрослых.
Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам:
-Какие книги читать?
-какие настольные игры купить?
-как провести работу с детьми по безопасному поведению на улице?
С родителями детей младшей группы в 2008 году была проведена входная диагностика с выявлением знаний о проблеме поведения на дорогах.
А в 2012 году с этими же родителями – выходная диагностика.
2008год- 52% родителей справились с заданием, а в
2012 год- 79%
Рост-27%.
Знания улучшились.
Если посмотреть в сравнении, то видно, что в 2012 году знания о правилах дорожного движения у родителей повысились за счёт совместной работы педагогов и родителей.
Это также помогло нашим детям быть уверенными на дорогах и избегать травматизма.
Работа с детьми по обучению правил безопасного поведения на дорогах осуществляется через:
Работу по обучению дошкольников безопасности на дорогах я проводила систематически, в зависимости от возраста и с учётом окружающих условий.
Так, начиная с младшей группы, я знакомила детей с различным видом транспорта, с сигналами светофора с целью подготовки ребёнка к пожизненной профессии участника дорожного движения – пешехода. Мы играли в сюжетно-ролевые игры «Водители и пешеходы», «Автобус».
В средней группе дети знакомились с местами движения машин и людей, рассматривали иллюстрации с изображением транспортного светофора. Новое для них – это разговор о пешеходном переходе, его назначение. Мы с детьми упражнялись в поиске его на макетах дороги, иллюстрации в книгах.
В старшей группе мы с ребятами изучали азбуку улиц и дорог, знакомились с дорожными знаками и работой регулировщика. Здесь были прочитаны книги: Михалков «Дядя Стёпа-милиционер», играли в сюжетно-ролевые игры «Регулировщик и пешеходы», «Перекрёсток»,
Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках, аппликациях, в подвижных играх «Светофор», «Ловкий пешеход».
В подготовительной группе знания детей уже систематизируются. Для воспитания грамотного пешехода использую интегрированные занятия по образовательным областям: «Безопасность», «Коммуникация». Дети с удовольствием фантазируют на темы: «Светофор», «Ваша дорога в детский сад»…
На прогулках мы закрепляем полученные знания: беседуем о состоянии дороги в разных климатических условиях. (скользкие, заснеженные, сухие, слякоть).
Из десяти умений, которые должны сформироваться у детей – в младшей группе знают три, а уже в подготовительной группе – все десять. С целью выяснения у детей уровня освоения программных задач по развитию представлений у детей знаний правил дорожного движения, я провела диагностику знаний детей за 2010-2011 года и показала её в диаграмме:
Проведённая диагностика показала хорошие результаты знаний по правилам дорожного движения, а это плод моей творческой и целенаправленной работы.
Вся эта проделанная работа срабатывает на модель выпускника детского сада. Знания детей увеличились. Дети хорошо усвоили дорожные знаки, отлично знают правила перехода дороги без светофора, знают правила перехода дороги со светофором, отлично знают правила поведения пассажиров.
За последние 3-4 года дорожно-транспортных происшествий, происходящих с воспитанниками нашего дошкольного учреждения, не было выявлено.
Ежегодно школа и СДК проводит конкурс рисунков среди младших школьников и детьми старшего дошкольного возраста. Наши ребятишки занимают призовые места.
Значит моя работа даёт хороший результат.
Завершая своё выступление, хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность проблемы, ибо за каждой нашей недоработкой стоит жизнь ребёнка. И мы в ответственности за каждого из них!
Безопасность детей на дорогах- наше общее дело!