ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки и желания трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.
Публикация «Трудовое воспитание ребенка в семье» размещена в разделах
Трудовые умения и навыки различны: труд по самообслуживанию, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания, т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка. В семье, вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками. Труд вместе родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи, это способствует воспитанию многих качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представление о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.
Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия:
- отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;
- сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;
- приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;
- учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.
При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.
Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности. Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.
Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда, но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.
В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку, которые он сможет выполнить: поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость, т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.
Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда. Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка, стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится, у него формируется уважение к труду окружающих, появляется желание трудиться. Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду.