Алена Зуева
Учите детей трудиться!
▼ Скачать + Заказать документы
Чему и как учить детей?
Овладения навыками трудовой деятельности надо рассматривать, как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Публикация «Учите детей трудиться!» размещена в разделах
Задачами трудового обучения и воспитания в дошкольном возрасте являются: формирование положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь; воспитание уважения и интереса к результатам труда. По мере роста и развития ребенка в трудовом воспитании выделяется задача формирования трудовых навыков с последующим расширением содержания.
Одной из важных задач трудового воспитания является развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, умения работать совместно.
В дошкольном возрасте предусмотрены такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста – это умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, уметь замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Обучая, воспитывать
Руководя трудовой деятельностью детей, мы одновременно формируем у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним.
Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, необходимо подчеркивать, что любое дело надо доводить до конца. Необходимо разъяснять, что каждая вещь – это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь – это значит заботиться.
Совместный труд детей и взрослых
Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения.
Включение детей в труд взрослых реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Разнообразная работа взрослых оказывает положительное влияние на воспитание детей, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, воспитывается уважение к результатам труда. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать также старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять небольшие обязанности, трудовые поручения.