Валерия Губская
Трудовое воспитание на первом этапе образования
▼ Скачать + Заказать документы
1. Как сказал Виссарион Григорьевич Белинский: «Труд облагораживает человека»
«Только труд может сделать человека приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою»
2. Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников обще трудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.
Публикация «Трудовое воспитание на первом этапе образования» размещена в разделах
3. Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию. Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.
4. Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание. Можно выделить следующие функции трудового воспитания :
- Положительное влияние на физическое развитие личности (особенно, если труд выполняется на свежем воздухе);
- Развитие умственных способностей личности;
- Труд играет важную роль в воспитании нравственности;
- Повышает личностную самооценку (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг);
- Налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между коллегами);
- Помогает выбрать профессию, определить склонности к определенному виду деятельности.
5. Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.
6. Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии ФГОС
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда
7. Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие.
Различают четыре основных вида детского труда :
- самообслуживание,
- хозяйственно – бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
8.- САМООБСЛУЖИВАНИЕ – этот труд направленный на обслуживание самого себя, на удовлетворение повседневных личных потребностей (одеваться, раздеваться, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры,
-РУЧНОЙ ТРУД - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.
Подготовительная группа: самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Старшая группа: В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др., изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др., подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др., украшений к праздникам
-ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙНАПРАВЛЕН на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старшие дошкольники помогают разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, наводят порядок в групповой комнате(1 раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
ТРУД В ПРИРОДЕ – содержание такого труда являются уходом за растениями, животными, выращивание овощей (мини огород, озеленение участка. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц
Проявляют интерес к жизни растений и животных. Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.
Помогают воспитате-лям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки) Труд становится систематичным, объем его увеличивается.
Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. Собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).
С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
9. Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
10. Итог:
«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства" Константин Дмитриевич Ушинский.
Спасибо за внимание
Желаю творческих успехов