Татьяна Юрьевна Куклина
Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
«Трудовое воспитание дошкольников»
Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников.
Публикация «Конспект родительского собрания „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.
Участники: родители, воспитатель.
Предварительная работа. Подготовка презентации слайдов «Цели и задачи трудового воспитания в Доу», подготовка памятки для родителей, оформление страниц к книге «Все работы хороши».
Материалы. Наборы слов для составления пословиц, картинки персонажей к сказкам «Морозко», «Маша и медведь», «Колобок», «Двенадцать месяцев», «Мужик и медведь», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе», карточки для составления план – схемы о профессии, предметные и сюжетные картинки о самых разных профессиях.
План проведения. 1. Вступительная часть. 2. Знакомство с целями, задачами по трудовому воспитанию в Доу и видами труда (просмотр слайд - шоу). 3. Предложить памятки по трудовому воспитанию.
4. Заключительная часть. Домашнее задание: Работа над книгой «Все работы хороши»
5. Подведение итогов. Принятие решения. Ход собрания.
Вступительная часть
Воспитатель : Добрый день, уважаемые родители. Мы рады, что вы нашли время быть с нами. Сегодня нам предстоит обсудить вопрос «Как вырастить ребёнка трудолюбивым?»
Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых, включения ребёнка в посильную трудовую деятельность и такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.
Воспитатель : Я предлагаю вам встать в круг и, передавая мягкий кубик по кругу, расскажите, чем вы любите заниматься дома. (Родители по кругу передают кубик, называют свое любимое занятие). Спасибо.
Скажите, пожалуйста, а какие качества личности формируются в результате трудовой деятельности? (самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность)
И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Но, однако, нужно признать, что последнее время трудовое воспитание в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье.
Показ презентации:
Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.
Задачи: формирование предпосылок трудовой деятельности воспитание личности ребенка воспитание положительного отношения к труду взрослых Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:
1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. (Просмотр слайдов).
Самообслуживание – Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Хозяйственно-бытовой труд - Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке. Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.
Труд в природе – Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе: поливать комнатные растения, протирать пыль с листьев, рыхлить почву. Осенью привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок. Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады. Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Ручной труд – Работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, косточек, веток, и других материалов.
Воспитатель : Уважаемые родители, предлагаю вам игру.
1. Вопрос «Как в своей семье вы учите детей трудиться?». Рассказы родителей. Обмен опытом.
2. Задание. Из набора слов составьте пословицы о труде. Прочитайте.
• Над чем постараешься, тому и порадуешься.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Не стыдись не знать, стыдись не научиться.
• Делай хорошо, а плохо и само получится.
• Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Не говори, что делал, а говори что сделал.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
• Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
• Есть терпение, будет и умение.
3. Задание. Перед вами герои сказок. Какие трудовые обязанности или поручения были у героев сказок?
4. задание. «Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять?»
Перечень поручений:
- Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
- Наводить порядок на своем столе и в своей комнате. Убирать игрушки.
- Убирать свою постель.
- Заботиться о младшем брате или сестре.
- Стирать свои мелкие вещи.
- Мыть чайную посуду.
- Следить за чистотой обуви.
- Выносить мусор.
- Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
- Ухаживать за растениями
- Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)
- Накрывать на стол и убирать со стола
- Подклеивать книги, коробки для настольных игр
Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не ругайте его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
Как было сказано выше, родители должны прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям: например, мама – врач, она лечит больных и т. д. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.
Давайте подумаем, как же ребёнку рассказать о профессии (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа).
План схема:
• Кто это (название профессии)
• Где работает
• Что делает
• Инструмент (как или чем делает, что использует)
• Чем нравится (отношение к делу)
• Зачем (какое значение имеет результат труда)
Закончить наше мероприятие я хочу словами Антона Семеновича Макаренко «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества. Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Чтобы воспитание было успешным, разрешите вручить памятки по трудовому воспитанию.
Давайте, подведём итоги нашего собрания.
Примерное решение собрания :
1. Изучить памятки по трудовому воспитанию и опираться на них для решения вопросов по данной теме.
2. Вовлекать ребёнка в общий семейный труд.
3. Принять участие в изготовление книги: «Все работы хороши»