Зоя Анатольевна Коноводова
Консультация «Трудные дети. Кто они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудные дети. Кто они?
Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Как помочь им?
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – «трудные» дети?
Вечный вопрос и большой, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти!
Поздно заметили… поздно учли…
Публикация «Консультация „Трудные дети, Кто они?“» размещена в разделах
Нет! Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли.
Взрослые не всегда могут, умеют, да часто и не хотят выслушать ребенка. Наше общество становится черствее, жестче, и такому ребенку без помощи и поддержки все труднее найти свое место в жизни.
Важно достучаться до каждого конкретного ребенка, изучить, открыть его душу, поддержать и воспитать душевную чистоту, доброту, справедливость, подарить заботу и уверенность в себе.
1-й этап – выявление детей, требующих особого внимания, с помощью соответствующих критериев;
• систематическая неуспеваемость учащихся;
• регулярные нарушения дисциплины и порядка и т. д. ;
• систематические пропуски и уходы с уроков из дома и т. д. ;
• эпизодические или постоянные грубые нарушения, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей т. д. ;
Большую помощь в выявлении таких детей оказывают классные руководители, так как они чаще и больше обращаются со своими воспитанниками.
2-й этап – предварительная классификация. Необходимо сотрудничество классных руководителей, психолога и социального педагога.
3-й этап – выявление причин (почему он стал «трудным»). Необходимо комплексное изучение личности ребенка. Оно включает:
• изучение медицинских данных;
• психодиагностику личности;
• изучение занятости вне школы.
Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, то необходима беседа с медицинскими работниками и оказание помощи в оздоровлении.
4-й этап – соотношение предварительной классификации со вторичной. Она создается после тщательного изучения ребенка.
5-й этап – заполнение индивидуальных карт детей, требующих особого внимания.
6-й этап – коррекция. Создание программ коррекции для каждого ребенка.
Трудные дети (советы психолога)
Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями". Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.