Светлана Нехаева
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «Идём в школу с радостью» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников с использованием ИКТ
Идею данного занятия - тренинга я подсмотрела у Куксовой Светланы Николаевны, и загорелась желанием провести что - то подобное со своими родителями. Договорилась с педагогом - психологом нашего детского сада Ткачёвой Татьяной Васильевной о совместном проведении данного занятия, и вот что у нас получилось.
Задачи
Развитие коммуникативных умений родителей.
Публикация «Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников „Идём в школу с радостью“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
Расширение возможностей понимания своего ребенка.
Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
План
1. Упражнение «Имя-качество».
2. Упражнение «Серьезный момент».
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
5. Игровое упражнение «Инструкция».
6. Упражнение «100 способов похвалы».
7. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
8. Презентация стенгазеты «Школьные годы чудесные».
9. Игра «Школьные объяснялки».
10. Презентация «Говорят дети…»
11. Презентация «Наша интересная жизнь в детском саду»
12. Итог занятия. Обратная связь.
Оборудование
Мяч.
Карточка к игре «Инструкция».
«Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» (Приложение 1).
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» (Приложение 2)
*«Школьные объяснялки» (Презентация «Говорят дети…»).
*Презентация «Наша интересная жизнь в детском саду»
*Бланки для обратной связи.
Содержание
1. Упражнение «Имя-качество»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами уже хорошо знаем друг друга, но сегодня я хочу предложить Вам обыграть новый способ знакомства. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди будет называть свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени. Например, Светлана — светлая, солнечная).
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: школа «серьёзный момент» в жизни моего ребёнка потому, что (новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки).
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (См. Приложение 1).
4. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Родители заполняют анкету (см. Приложение 2).
5. Игровое упражнение «Инструкция».
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуй столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе». Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».
Ещё одно задание. Перед Вами геометрические фигуры. Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая, имеет углы, но их не три, а стороны не все одинаковые.
6. Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике.» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.
Родители называют слова и способы похвалы.
Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль учителя. Первая ситуация : Ваш ребёнок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребёнка в субботнике. Похвалите ребёнка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию.
Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда Вас хвалили?
Когда было приятнее: когда похвала была в дном слове или более щедрая?
Ваши ощущения после похвалы?
Хотелось получить ещё пятёрку и стать ещё активнее?
Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалу! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызывает у будущих наших первоклассников желание быть ещё лучше!
7. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
• Я всегда мечтал (а, чтобы в школе мой ребенок.
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я.
• Когда моего ребенка хвалят, я.
• Когда ребенок пойдет в первый класс.
• Когда он получит двойку или замечание, я.
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь).
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни, ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу
8. Презентация стенгазеты «Школьные годы чудесные»
А ещё мы хотим поблагодарить родителей, которые принесли фотографии из своего школьного прошлого. Благодаря которым мы оформили стенгазету «Школьные годы чудесные». Ребята среди множества фотографий искали знакомое лицо мамы или папы, познакомившись таким образом со школьной жизнью родителей.
9. Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, ребёнок захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие (Презентация «Говорят дети…»).
10. Презентация «Наша интересная жизнь в детском саду».
Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день — 1 сентября! И мы, педагоги детского сада уверены, что когда наступит этот день, дети с огромным желанием отправятся в школу. Но мы знаем, что свою яркую и разнообразную жизнь в саду они тоже не забудут. Предлагаем Вашему вниманию презентацию «Наша интересная жизнь в детском саду».
11. Итог занятия. Обратная связь
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы :
• Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
*Чем полезная именно для Вас была данная встреча?
• Узнали ли Вы что - то новое о себе и своем ребенке?
• Ваши пожелания педагогам.