Елена Баранникова
Тренинг «Общаться позитивно»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Общаться позитивно»
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
• формирование благоприятного психологического климата в группе;
• нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
• первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
• осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
• развитие умения работать в команде;
• сплочение группы.
Фазы тренинга:
1. Вводная фаза:
Публикация «Тренинг „Общаться позитивно“» размещена в разделах
Цель: Знакомство участников группы друг с другом, с ведущим, а так же с целями тренинга, правилами работы в группе.
Названия упражнений: «Знакомство», «Правила группы».
Время: 10 минут
Материалы: листочки бумаги, фломастеры, бейджики, лист ватмана с написанными правилами.
2. Фаза контакта:
Цель: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: «Эмоциональная диагностика»
Время: 5 минут
Материалы: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей, соответствующие люшеровским цветам.
3. Фаза лабилизации:
Цель: Формирование активного рабочего настроя Упражнения : «Объединялки», «Дом» Время: 5 минут.
4. Фаза обучения:
Цель: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.
Упражнения: «Совместный рассказ», «Нарисуй сказку», «Скульптура»
Время: 20 минут.
Материалы: алгоритм составления сказки, листы бумаги формата А-3, карандаши или фломастеры на всю группу.
5. Заключительная фаза:
Цель: Подведение итогов, снятие напряжения. Упражнение «Подарок»
Время: 3-5 минут.
Общее время: 50 минут
Игры и упражнения, используемые в тренинге.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут. Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, бейджики. Ход упражнения:
Т: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает так, что:
• кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями;
• кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих;
• некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени;
• есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас, в неформальной обстановке, к ним обращались именно так.
У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Кто готов, выходите в круг. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: по очереди каждый одевает бейдж и говорит своё имя, группа повторяет за ним его имя. Начинает тренер.
2. «Правила группы»
Время: 3 минуты. Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
• Один говорит – все слушают.
• Слушать друг друга, не перебивая. Говорить только от своего лица.
• Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нём в третьем лице.
• Не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятии.
• Избегать критики при выполнении упражнений, если возникнет такая возможность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.
• В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своём отказе.
Т: Каждый из вас может внести свои дополнения или изменения. Все согласны с этими правилами? Если все согласны – вывешиваем эти правила на видное место.
3. Процедура «Эмоциональная диагностика»
Цель: диагностика состояния членов группы. Проследить динамику эмоционального состояния членов группы.
Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей, соответствующие люшеровским цветам. Время: 5минут.
Инструкция:
Т: Давайте узнаем, с каким настроением вы начинаете занятие? Мы знаем, что каждый цвет несёт в себе какое-то состояние, настроение. Закройте глаза, почувствуйте свои цвета: какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки, ноги. Запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных человечков и карандаши, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.
Предлагается прикрепить своих человечков на магнитную доску.
4. Упражнение «Объединялки»
Цель: Обучение участников умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 5 минут.
Ход : Для выполнения следующих заданий нужно разбиться на команды. Сделать это очень легко. Ваша задача - объединиться в группы по времени года своего дня рождения.
Получилось 4 команды.
5. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 10 минут.
Инструкция: Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый участник должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами. Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой.
Обсуждение: Как проходило обсуждение? Сразу ли вы смогли определить свою роль в доме? Почему вы выбрали именно эту роль?
Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нём, каждая несёт свою функцию, без которой дом не может быть полноценным!
6. Упражнение «Совместный рассказ»
Цель: обучение умению взаимодействовать друг с другом, внимательно относиться к словам своих товарищей; развитие фантазии. Ресурсы: алгоритм составления сказки,
Ход упражнения:
Т: А теперь будем сочинять сказки: вы все сегодня наблюдали за тем, как это делают дети. Жителям каждого дома я предлагаю пофантазировать и придумать свою сказку, используя тот же алгоритм, что и дети. Это значит, что в сказке должны быть: герой, друзья героя, жилище героя, волшебный предмет, злодей и действие.
7. Упражнение «Нарисуй сказку»
Цель: учиться общаться мимикой, жестами, выбором расстояния между собой и другими, действиями. Ресурсы: листы бумаги формата А-3, карандаши или фломастеры на всю группу. Ход: Т: После того, как Вы придумали сказку, вам нужно будет её нарисовать. Важное правило для всех участников: во время рисования можно продолжать общаться, но нельзя разговаривать.
Каждый из игроков молча выбирает карандаш и рисует своим цветом.
Обсуждение:
• Как Вы себя чувствовали во время рисования?
• Очень ли мешало то, что вы не могли говорить?
• Возникло ли при этом доверие к партнёрам?
• Расскажите теперь свою сказку.
8. Упражнение «Скульптура» Время: 10 минут
Инструкция: Попытайтесь создать живую скульптуру. Скульптура должна быть выразительной и точно напоминать придуманную Вами сказку.
9. Рефлексия. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Ход: Я приглашаю всех участников в один большой круг. Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе за эффективное взаимодействие. Давайте скажем, что каждый из Вас подарит группе. Я, например, дарю Вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что бы он хотел подарить группе.
Давайте наградим себя за успешную игру аплодисментами!
Обсуждение: Наш тренинг подошёл к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового Вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя из группы?
Ну, вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
Литература:
1. Фопель Клаус «Создание команды. Психологические игры и упражнения» Пер. с нем. — М. : Генезис, 2003. — 400 с.
2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Издательство «Речь», 2007. — 224 с
3.http://my-training.ru/
4. Практикум по психологическим играм под ред. Битяновой М. Р. - Питер. 2002г.