МААМ-картинки

Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй. (2 фото)

юлия михеева
Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи).

Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

• Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.

Публикация «Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй,» размещена в разделах

• Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.

• Оптимизация работы педагогов.

• Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.

• Создание предметной развивающей среды в группах.

Очень важным в коррекционной работе с детьми –логопатами является систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители- не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Мама и папа вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развитии речи.

Однако, несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на речь ребенка – логопата, следует отметить, что автоматизация приобретенных навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в дошкольном учреждении.

Отсюда возникает необходимость закрепления полученных навыков на занятиях в домашних условиях. В привычной для ребенка обстановке и постоянным общением с окружающими ребенка близкими закрепление речевых навыков может проходить естественно и легко.

Тем не менее, как показывает опыт работы с семьями воспитанников, родители не всегда умеют создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретенные во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это в свою очередь побуждает логопедов искать такие формы взаимодействия с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать дома условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Вот почему совместная деятельность логопеда с семьями воспитанников становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом родителей пользуются тренинги.

В чем же суть тренингов? Тренинг - это не магическое действо, а интенсивное обучение, направленное на развитие определенных навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из неё многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствуют снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих детей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и что речевые проблемы ребенка можно решить.

Тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, то есть закрепляется в сознании родителей.

Тренинг- одна из форм обучения и передачи информации, а именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением общей проблемы.

Тренинг является активной формой сотрудничества с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей, c какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.

Лучше если в тренингах участвуют оба родителя или те люди, которые занимаются воспитанием ребенка, например бабушка и мама.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 10-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 40-45 минут. Родительские тренинги будут более успешны, если все родители в них активно участвуют и регулярно их посещают.

Родители по-разному вкладываются в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других.

Цели:

• Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речи ребенка-логопата;

• Раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.

Задачи:

• Усиление способности родителей к пониманию речевого нарушения своего ребенка, наблюдение и совместная деятельность.

• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;

• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых нарушений детей.

За неделю до встречи я вывешиваю объявление, в котором сообщается о теме занятия, а также указываются дата, время и место встречи.

Темы тренинговых занятий определяются с помощью анкетирования.

Темы занятий:

«Развитие слухового внимания»;

«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков»;

«Дыхательная гимнастика»;

«Правильное звукопроизношение»;

«Логопедический массаж»;

«Подготовка к обучению грамоте»;

«Обучение чтению».

Структура тренингового занятия :

• Ритуал приветствия,

• Разминка,

• Постановка проблемы (тема и цель тренинга,

• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка,

Практическое изучение нового материала (введение в ролевую игру,

• Рекомендации по закреплению навыка дома.

• Ритуал прощания.

Ритуал приветствия-прощания - это рамки занятия, граница. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге. Они должны быть устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать участников тренинга, поднять их настроение или позволяют снять эмоциональное возбуждение.

После разминки можно перейти к следующей части тренинга : постановка проблемы (тема и цель тренинга).

После того как я сообщу тему, познакомлю с целями и задачами предстоящего тренинга, можно перейти к обсуждению и проверке закрепленного дома навыка. Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми: рассказывают о том, что получилось, с какими трудностями столкнулись, (видеозапись).

После обсуждения переходят к основной части тренинга : практическое изучение нового навыка.

Наиболее эффективный путь обучения родителей на тренингах – ролевая игра. Р. и. -экспериментирование в группе. Выбирается маленькая сценка и даются четкие инструкции об отрабатываемом навыке. Р. и. имеет большие преимущества: она поможет выяснить, какое поведение приведет к наилучшему результату. В р. и. учится не только участвующий в игре, но и наблюдатель.

Логопед обучает родителей навыкам р. и. и показывает, как реагировать на то, что они наблюдают в ходе отработки полученного навыка на тренинге с ребенком дома.

Рекомендации по закреплению навыка дома. Предлагается родителям провести дома со своим ребенком занятия, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.

В конце - проводится ритуал прощания. (Его придумывают родители).

К традиционным нормам тренингового занятия относятся : работа в кругу, правила «одного микрофона» и «поднятой руки», ведение записей в специальной тетради, принятие мнения каждого сидящего в кругу, право на собственное мнение и его аргументирование.

При проведении тренингов используется ряд методов

1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;

2)практика : новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;

4) перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми-логопатами в обычную жизнь.

На каждом тренинге отрабатывается один практический навык.

(например, логопедический массаж) и все четыре методы должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным. Инструкция д. б. краткой, а практика и ответная реакция являются более важными частями тренинга.

Также на тренинге можно использовать различные упражнения:

УПРАЖНЕНИЕ 1. «Самопрезентация».

УПРАЖНЕНИЕ 2. «Игра –разминка».

УПРАЖНЕНИЕ 3. «Ребёнок в нас». Это упражнение помогает участникам тренинга лучше познакомится, а также способствует активизации детского эго- состояния родителей, что создаёт базу для дальнейшей работы.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «Родительские установки».

Каждая форма работы по - своему приносит плоды в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный плод – это достижения и успехи детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Благодаря организации тренинговых занятий для родителей, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.
Фото №1 Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми это и родители и братья сестры а также другие члены семьи
Публикации по теме:

Анкета для родителей. Выявление условий для художественной деятельности в семье Анкета Цель: выявление условий для художественной деятельности в семье 1. Фамилия, имя ребенка, возраст. 2. Состав семьи (отец, мать, братья,.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.
Опубликовано: 25 сентября 2014 в 16:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.» (включая файлы) размещена пользователем юлия михеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД