Марина Алёшинская
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Оборудование:
1. Лист бумаги (по 3 на каждого участника) и карандаши.
2. Текст для сценки «Случай в автобусе».
3. Тексты для сценки «Работодатели и работник»
4. Задание для презентации.
5. Стакан с водой.
6. Сердечко.
7. Текст разминки.
Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
8. Слайды на проекторе.
Ход:
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода.
Нет препятствий – она течёт;
плотина – она остановится;
прорвётся плотина – она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольная;
в круглом она кругла.
Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)
Сегодня у нас тренинг «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми». Что же такое толерантность как Вы это понимаете?
Слайд2
Толерантность - терпение
-терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
- уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
Слайд3
-Это предоставление другим права жить в соответствии
с собственным мировоззрением.
- Проявление толерантности не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений
Слайд 4
Правила группы
УЧАСТНИКИ:
*принимают другого как себя;
*никого не критикуют и не осуждают;
*не отсиживаются, а проявляют активность;
*не боятся быть самим собой;
*поддерживают друг друга;
*проявляют друг к другу эмпатию;
*говорят от себя и по существу;
*задания выполняют как важное и ответственное дело;
*стараются быть искренними
*не обсуждают вне группы то, что происходит в ней;
Слайд 5
Разминка.
"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)
"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)
"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)
"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)
"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)
"Хорошо! "(обнимаются)
Слайд 6
Тест «Дерево»
Выберите, какой частью дерева хотели бы вы быть?
Корень, ствол, крона, ветки, листья, плоды.
Выбрали? А теперь вспомним, какую функцию выполняет каждая часть дерева.
И вы выполняете в жизни такую же функцию как та часть дерева, которую вы выбрали.
Слайд 7
Черты терпимой личности?
Выберите 3 наиболее важные черты терпимой личности.
Поднимите руки те, кто выбрал 1, 2,3,4….
В нашей группе выбраны большинством 3 качества: (перечислить)
Слайд 8
Что может помочь проявить толерантность при социальной несправедливости? (психологическая амортизация, юмор)
Сценка «Случай в автобусе»
Слайд 9
«О ком идёт речь»
Вам надо написать о себе 3 предложения о себе:
- внешний вид
- одежда
- умения и достижения
Подпишите листочек и сдайте, сейчас я буду зачитывать характеристики, а группа постарается отгадать о ком это.
Чему учит нас такое упражнение? (видеть в себе индивидуальность, знать своих коллег лучше)
Слайд 10
Упражнение «Правда и лож»
Написать о себе 3 предложения или словосочетания или слова, как хотите, но 2 должны быть правдой о вас и одно ложь. Желающие зачитают о себе, а группа отгадает, где ложь, и где правда.
Слайд 11
Сценка «Работник и работодатели»
Желающие 6 человек: 1 научный работник и 5 работодателей.
Задача каждого работодателя убедить за 2мин. работника поработать на субботнике в выходной день.
Научный работник не должен соглашаться и приводить для это все аргументы.
Вопросы
Работнику:
-кто из работодателей был более убедительным?
- кому бы вы, не подчинились никогда?
- вам бы хотелось иметь такого начальника?
Начальникам:
- ваши убеждения совпадали с убеждениями той роли, которую надо было сыграть?. Легко было выполнить роль?
Группа:
Какой вывод можно сделать?
Слайд 12
Презентация
Часто на работе бывает так, что срочно надо, что то сделать.
Сейчас будет презентация надо представить следующих героев:
-красная шапочка, снегурочка, доктор Айболит. Каждый герой выступает 2 минуты.
Группа готовит вопросы, на которые герои должны быстро ответить. По 3 вопроса каждому герою.
Героям: Что было трудно?
Слайд 13
Упражнение «Что у нас есть общего»
Участники по очереди вызывают коллег, находя, что то общее с тем, кого приглашают.
Я приглашаю в круг Татьяну у неё как и у меня 2 дочки….
(все образуют большой круг)
Слайд 14
«Сказка, про карандаш»
Жили карандаши, появился у них маленький карандаш. Начался спор, каким цветом он будет…
Папа сказал: - он будет красным как я,
-нет он будет синим как мама,
-он должен быть как дед – жёлтым.
Но карандаш сказал я сам выберу, каким мне быть цветом и отправился в путешествие….
Каждый участник придумывает предложение и передаёт эстафету дальше.
Слайд 15
Притча «Стакан с водой»
Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос, вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случиться, - ответил профессор. - А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
- Нет! - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.
- Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её "вес" не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.
Слайд 16
Релаксация. Видеоклип (библиотерапия).
Обратная связь
Каждый передаёт сердечко и говорит о впечатлениях.
Приложение 1
Упражнение «Работник и работодатели»
СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧЕК
1. Кощей Бессмертный
Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.
2. Иван-дурак
Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.
3. Баба-яга
Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.
4. Крокодил Гена
У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.
5. Глупая принцесса
Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧЕК
Упражнение «Случай в автобусе»
1. Два участника (у каждого текст)
Много народу: мужчина ищет деньги, постоянно задевает рядом стоящую женщину.
Ж. – Вы скоро перестанете копаться?
М. – Сколько надо столько и буду Вам то что?
Ж. – Идиот!
М. – Сама ты дура!
Ж. - Ещё и хам, не научили в детстве вежливости!
М. – А вы то, что злая муж бросил, я бы с такой тоже не смог жить.
Ж. – Да кто б за вас пошёл.
М. – Ты в зеркало то на себя смотрела, грымза!
Ж. - У вас ума как у петуха.
М. – сама ты, курица….
Вывод: Опустошённые оба
___
2. Применяя психологическую амортизацию. Два участника (у каждого текст)
Много народу: мужчина ищет деньги, постоянно задевает рядом стоящую женщину.
Ж. – Вы скоро перестанете копаться!
М. – скоро перестану.
Ж. – У меня сейчас пальто на голову налезет.
М. – Да, возможно налезет.
Ж. (пассажирам) – Ничего смешного!
М. – Действительно ничего смешного…
Вывод: Нет победителей и нет побеждённых, нет конфликта.