Наталья Глухина
Тренинг для педагогов «Помоги себе сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
1. Приветствие
2. Упражнение на активизацию обеих полушарий мозга.
Инструкция: левую руку сжать в кулак, большой палец при этом смотрит вверх. Правая рука ладонью ложится на большой палец руки соседа справа. Психолог считает до трех, на счет 3 нужно успеть «поймать» палец соседа, а свой успеть убрать.
Публикация «Тренинг для педагогов „Помоги себе сам“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Разминка. Педагогам предлагается вспомнить 3 приятных, хороших события, которые произошли с ними вчера и сегодня утром.
«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения и напрямую связан со стрессом. Это процесс динамический возникает он не стразу, а поэтапно.
Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезнь. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им. Сегодня мы попробуем затронуть эти вопросы.
4 Упражнение Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции
- Наверняка у каждого из вас есть свой собственный способ преодоления психического напряжения. Я предлагаю рассказать о них. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.
5. Для успешного противостояния воздействию стрессовых факторов человек должен обладать определенными характеристиками, которые сделают его более адаптивным и помогут пережить некоторые проблемы. Какая бы не была ситуация - важно как мы на нее реагируем. Такие особенности мы сами можем в себе развивать и совершенствовать.
Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу.
К наиболее частым ошибкам относятся:
• «Чёрно-белое мышление». Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего».
• Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод.
• Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы.
• Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение.
• Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие.
• Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т. д.
• Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований.
• Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому.
• Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений.
• Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой все пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему все менее успешна.
Упражнение «Дерево моего «Я» (И. В. Орлова)
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
-Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся.
После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и пожеланию рассказывают о своем дереве.
6. Позитивное мышление
Люди, овладевшие навыками позитивного мышления, воспринимают возникшую проблему как возможность развить свое умение справляться со сложными ситуациями.
Упражнение «Ловец блага» (звучит тихая инструментальная музыка)
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. На работе задержали зарплату.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
7. «Мышечная релаксация» Внутреннее напряжение можно снимать мышечной релаксацией. Это очень простой способ, не занимающей много времени и знаний.
Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.
Инструкция.
Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации 10 групп мышц по методике Джекобсона.
Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:
1. Кисти рук- Сжать кисти рук
2. Руки (кисть, предплечье, плечо)- Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы
3. Шея и надплечье-Плечами дотянуться до мочек ушей
4. Мышцы спины-Свести лопатки и потянуть их немного вниз
5. Стопы- Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени
6. Ноги-Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног
7. Мышцы лба- Поднять брови высоко вверх
8. Мышцы носа, щек- Сморщить нос
9. Мышцы щек, шеи- Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино»)
10. Мышцы губ-Вытянуть губы трубочкой
Все упражнения повторяются два раза.
8. От отрицания к утверждению
Одна из ошибок мышления, ведущая к стрессам- обобщение. Например, «Я никогда этого не переживу». Так говорить ни к коем случае нельзя – ведь на самом деле из любой ситуации всегда найдется выход.
Давайте посмотрим как эту фразу можно преобразовать.
• найдите слово с отрицанием или негативным смыслом.
• Исключите это слово или перефразируйте предложение так, чтобы оно звучало позитивно, позволяя «проявиться» вашему желанию.
• Чтобы сделать свое желание более реальным, добавьте к позитивному высказыванию конструкцию с «если.» или «когда.».
Пример. Есть предложение «Никогда этого не переживу».
1. Отрицательные слова: Никогда. Не переживу. Исключите их из предложения и измените его так, чтобы оно выражало ваше желание.
2. Желание, сформулированное позитивно: «Я это переживу».
Оно реалистично? Не очень. Если вас настигли травмирующие переживания, нужно.
3. Добавить к полученному предложению что-нибудь, делающее его более реалистичным. Например: «Я это переживу, если получу квалифицированную помощь», — или любой другой вариант в соответствии с вашими обстоятельствами. С этого начинается решение проблемы.
Упражнение: преобразуйте фразу «Я никогда не успею сделать вовремя»
9. Уверенность в себе.
Всем нам приходится показывать открытые занятия, бывать «на ковре» у начальства, вести неприятный разговор с родителями, т. е. бывать в ситуации легкого стресса и здесь многим не хватает уверенности в собственных силах.
Благодаря современным исследованиям психологи обнаружили очень простой способ, позволяющий повысить уверенность человека в себе : нужно предоставить возможность телу и сознанию действовать каждому по-своему, но совместно. Наше тело «помнит» эмоции, и мы можем научиться менять собственное настроение за счет сильных позитивных чувств, вспомнив их в нужную минуту, например, при столкновении со стрессовой ситуацией.
В любой момент, когда вам понадобятся положительные эмоции, вы сможете воспользоваться этой связью, всего лишь сжав кулак.
Этот прием работает на увеличение силы вашей личности. Тренируйтесь описанным ниже способом хотя бы по 10 минут в день в течение месяца.
Упражнение. Сядьте удобно, глубоко расслабьтесь и «выдохните из себя» все напряжение. Представляйте себе приводимые далее сцены, вспоминая как можно живее зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Когда они достигнут уровня реальности, сожмите ведущую руку (ту, которой пишете) в кулак. Держите кулак в течение 30 секунд. Расслабьтесь и откройте глаза. Через минуту повторите упражнение.
• Сцена 1. Вспомните тот момент в своей жизни, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе и были собой довольны (какое-нибудь личное достижение, особый выходной, новое платье).
• Сцена 2. Вспомните минуту, когда вы радовались чьей-то серьезной и очень важной для вас похвале (друга, отца, матери, учителя или возлюбленного).
• Сцена 3. Подумайте о ком-нибудь, кем вы восхищаетесь. Неважно, приходилось вам встречаться с этим человеком или нет. Представьте себе, что вы стоите с ним рядом и по мановению волшебной палочки можете войти в его тело и посмотреть на мир его глазами! Пусть вызывающие ваш восторг качества этого человека наполнят вас.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Рефлексия
На этом наше занятие заканчивается.
- Выскажитесь, что нового узнали, что охотно будете применять в своей практике.