Лучший педагог года

Традиционные народные игры в современной семье

Екатерина Аверьянова
Традиционные народные игры в современной семье
▼ Скачать + Заказать документы

Физическое развитие ребенка на данный момент развития нашего общества является основой его дальнейшего успешного будущего. В век технологий и компьютеризации общества происходит ухудшение здоровья не только взрослого населения, но и детского. Дети мало двигаются, находятся в статическом положении и практически не бывают на свежем воздухе, что влечет за собой много неприятных последствий. Так, проведенный мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей, диагностирующийся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии, заболевания Лор-органов.

Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.

Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость). В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания. Следовательно, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования. Здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных

популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения России. [2] Отсюда возникает вопрос: что же делать дальше со здоровьем нашего подрастающего поколения? Можно придумать, разработать методы лечения, обучения, исправления, а можно обратится к нашим корням, и быть здоровыми!

Наши предки не сидели на месте в статическом состоянии. Они постоянно трудились, работали, играли. Детей, как и взрослых, отправляли и в лес, и в поле, и на охоту. Празновали сезонны праздник и такие как «Масленица», "Колядки», «Праздник урожая» и т. д. В это время как мордовский, так и любой другой народ проводили различные соревнования, игры, пляски. Как известно игра в дошкольном возрасте имеет ведущее значение и является одной из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами. Игра основывалась на каком-то определенном событии из жизни людей, будь то мордва, татары, русские или украинцев игре, подобно зрелищному произведению, всегда есть конфликтная ситуация, которая в большинстве своем, подчиняясь законам народной эстетики, разрешается в пользу добропорядочных сил.

В содержании национальных игр происходят постоянные изменения.

Возникнув в незапамятные времена, они постепенно обрастали новыми элементами, связанными с изменениями в общественном и семейно-бытовом укладе. Вместе с тем они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуюсь в новые игры, трудно определяемые по национальным признакам.

Народные игры мордвы прививали играющим определенные трудовые навыки, способствовали освоению сложных крестьянских занятий. К примеру, в игре «В звонкие камешки» с помощью 20 - 25 комбинаций девочки тренировали гибкость, проворность, ловкость пальцев, добивались быстроты реакции, что крайне необходимо было при различных работах по возделыванию конопли, в вышивании, прядении и производстве холста. При всем этом развивалась мелкая моторика рук, что имеет важное значение в мыслительном и языковом развитии ребенка. Сейчас же дети с трудом пишут и держат карандаши и ручки очень слабо. Очень много детей которые посещают логопедов и психологов, а все идет от того что с детьми мало разговаривают и занимаются.

У мордовского народа подвижные игры делились на несколько видов:

- Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к

окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных. Игра - важнейшая часть жизни народа. В ней сопровождаются все жизненные ситуации, которые переживали люди в тот или иной период жизни. Игры с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами («В белочку», «В ворону», «В коршуна и цыпляток»).

- Зимние и весенне-летние подвижные и спортивные игры. В количественном отношении они наиболее многочисленны и направлены на воспитание в детях и подростках силы, смелости, ловкости, сметливости, гибкости и точного глазомера («Бабушкин клубок», «В петулату», «В коку», «В колесики», «В бабки», «В беговой мяч»,

«Лапту», «В шлыган», «В круговой мяч», «Наша гора»).

- Игры в закрытом помещении. В досуговой деятельности крестьян они занимают особое место. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры и молодежные забавы («В мышку», «В жмурки», «Мышиный огонек», «Сеем, сеем мы горох»). К этой группе игр относятся и настольные игры. Короткие зимние вечера вместе с детьми в них играли и взрослые («Кострички», «Чики», «В пешки», «От родни к родне»). В молодежных играх крестьянский уклад воспроизводился более подробно. Так, во время зимних Святок широко бытовали игры типа «Овин» и «Харчевня», в которых изображалась развернутая картина трудового дня крестьянина от пробуждения ото сна до ужина в «харчевне». Своеобразную хороводную форму принимали игры, в которых изображалось изготовление предметов ручного труда или возделывание земли («Холст Шубниной Анки», «А мы парку парили», «Маковица головица»). Хороводы четко распределялись по временам года: зимние («День коляды», «Огоньки коляды», «Смотрины пряжи», весенние («Зазыв весны», «Летели птичьи стаи», «Завивание венка», «Княжеский хоровод», летние («Как бояры ходят», «Плетень заплету», осенние («Рос на поле белый лен», «Пастушеский хоровод», «Хоровод на току»).

К сожалению, с разрушением села, большим уменьшением мордовского и вообще сельского населения народные игры, как в целом и вся народная культура, подходят к своей последней черте.

Современное общество в большинстве своем не помнит и не знает традиций своим предков. Это приводит к уничтожению многовековых традиций, знаний, устоев. В традиционном обществе в формировании личности детей существенную роль играло семейное физическое воспитание. Отец, старший брат или другой родственник мужского пола готовили из маленького мальчика сильного телом и духом мужчину (воина, отца, кормильца семьи, а мать или какая-то другая старшая женщина были в ответе за телесное и морально-нравственное формирование будущей матери, жены, хозяйки и т. д. В наше время народные традиции семейного физического воспитания практически утрачены. В «чистом» виде они сохранились лишь у некоторых этносов, живущих в первобытнообщинных условиях (отдельные племена Африки, Южной Америки, Океании) или в условиях, приближенных к первобытнообщинным в силу климатических и профессиональных факторов: народы Севера, кочевые народности Африки, Азии и т. д.).[1,56] Очень жаль, что современные родители не знают подвижных игр своих национальностей. Сейчас основным видом игр становится далеко не подвижная игра и тем более не народная, а компьютерная. В этих играх и идет общее понижение тонуса мышц, мелкой моторики, речи и общения между людьми, как в семье, так и в обществе. Решение данной проблемы нужно начинать с дошкольных учреждений. Нужно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком не только вместе прогуляться по улице, где ребенок бегает, а взрослый сиди, а там где все упражнения и действия выполняются на равных. Для этого нужно в детских садах проводить совместные детско-родительские мастер-классы и тренинги, на которых каждый проходит и учится выполнять определенные физические упражнения. На таких мероприятиях раскрываются способности и навыки, как детей, так и взрослых. Происходит общение детей и родителей и это очень полезно для ребенка: чувствовать себя нужным и где то показать, что он умеет больше чем мама и папа. На этих мастер- классах предлагается поиграть абсолютно в любые народные игры, но при этом, проговаривая какого народа, игра и что она обозначает, какой смысл несет в себе. На мой взгляд, взрослым даже больше чем детям интересны игры и сама история народа, ведь каждый из нас несет в себе гордость своей национальности. Кто- то придет домой и начнет искать подробную информации об играх, а кто-то начнет расспрашивать у бабушек и дедушек и пробовать играть с детьми. Главное заинтересовать как ребенка, так и взрослого. Во время совместных подвижных игр происходит общение, увеличивается двигательный режим,задействуются все мышцы и не только. В любой игре нужно думать!

Мыслительные процессы в подвижных играх задействуются в большом объёме, ведь нужно подумать, что сделать чтобы, например не попасться. Изначально нужно начинать с воспитания родителей, чтобы ребенок, смотря на них, вел себя так же.

Отсюда можно сделать вывод, что физическое развитие является фундаментом полноценного развития ребенка. Не зря еще до нашей эры поэт Гораций писал: «Если не бегаешь, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь». В Древней Элладе на высокой скале были выбиты такие слова: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай!». Физиолог И. П. Павлов говорил, что от бега возникает чувство «мышечной радости», эмоционального подъема. Это своеобразное сочетание радости физической и радости психической, конечно же, является лучшим лекарством для укрепления здоровья! [3]

Публикации по теме:

Народные игры зимой Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают.

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Конспект современной образовательной развивающей сюжетной игры «Ловкие грамотеи»Конспект современной образовательной развивающей сюжетной игры «Ловкие грамотеи» Конспект современной образовательной развивающей сюжетной игры (СОРСИ) «Ловкие грамотеи» Цель. Положительная динамика речевого, физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные народные игры в современной семье
Опубликовано: 14 марта 2025 в 12:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционные народные игры в современной семье» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Аверьянова (УИ 140378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 марта 2025 воскресенье
Рисуем и играем с карандашами!
Профессиональный праздник работников сферы обслуживания!
17 марта 2025 понедельник
День Герасима Грачевника.
Играем в ателье, придумываем одежду!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД