Татьяна Чемисова
Традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Детский дом, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности детей в детском доме строятся в соответствии с различными типами образцов, где присутствуют доверительные отношения в ведении домашнего хозяйства, проведении досуга и т. д. Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Какими бы традиции ни были, все они направлены на сплочение детей, стремление объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Подрастая, ребенок приходит из дома ребенка в детский дом, и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском доме, а конкретно в каждой группе. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском доме и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском доме, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Публикация «Традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка» размещена в разделах
Как же создаются традиции? Традиции можно придумать самим. А можно за основу взять ситуацию, которая получилась сама собой: покалядовали, затем пригласили в гости, устроили совместный праздник. Почему бы не сделать это традицией? Главное, обряды должны доставлять радость всем. Можно традиции заимствовать : (в гостях у детского сада) – увидели или поучаствовали в каком-то веселом занятии («Расскажи мне обо мне»).
В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.
Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы :
1. «Сладкий вечер с загадками».
Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм вечерней жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
2. «Отмечаем день рождения» - именинник в центре внимания весь день: первый умывается. Первый садится за стол на покрытый красивым чехлом стул, угощает пирогом и сладостями принимает поздравления, самодельные подарки детей, поднимается детьми на стуле столько раз, сколько имениннику лет, заказывает его любимые номера для концерта.
Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
3. «Интересное дело интересного человека» - часто ходим на кухню, интересуемся технологией приготовления пирогов, макарон, котлет.
Цель: знакомить детей с профессиями детского дома, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые там работают. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.
4. «Школа нам становится ближе» - со средней группы прогуливаемся до спортивной площадки школы, играем на переменах со школьниками, посещаем физзал, библиотеку, буфет, наблюдаем за школьниками во время уроков, сами участвуем в педагогическом процессе. .
Цель: постепенно готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.
5. Прогулки с фотографированием «Это мой город!», «Прогулки по нашему району». «Походы в лес с провиантом во все сезоны». «Экскурсии на озеро».
Цель: расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей малой Родине, формировать гражданско- патриотическую позицию.
6. «Семейная мастерская» - создаем совместные поделки, затем их дарим взрослым, детям других групп, уносим в школу учительнице.
Цель: приобщение детей и взрослых к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в групповой семье, обучать церемонии дарения.
7. «Почитай мне перед сном», «Этот маленький стишок должен выучить дружок».
Цель: прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать и бережное отношение к книгам.
8. «Дорогой памяти» - каждый год на 9 Мая устраивается выставка фото, рисунков в различном исполнении (фроттаж, граттаж, кляксография, монотипия, рисование цветным песком, поделок из пластилина, другого материала на военную тематику. Дети совместно со взрослыми мастерят цветы для возложения их к памятникам погибших воинов.
Цель: вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.
9. Ежегодные экскурсии «Мы идем в музей».
Цель: вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.
10. Совместные семейные прогулки с братьями и сестрами из школы-интерната: «Познавательно-развлекательные с животными /собаками и кошкой/, «Расскажите, как у вас», «Наставлялки и советы старших младшим»…
Цель: не прерывать родственную связующую нить отношений, подкрепляя ее положительным опытом старших.
11. Взаимопоздравлялки: «Колядки», «Как на масляной неделе…», «Что-то мы сейчас покажем, что-то вам тот час расскажем…»
Цель: вызвать у детей желание преподнести радость детям других групп.
12. «Чистая пятница».
Цель: воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем деле.
13. «Мы всегда вместе» - различные тренинги на сплочение детей в коллективе, игры на развитие симпатий друг к другу.
Цель: формировать между детьми доброжелательные дружеские отношения.
14. Коллективный сбор коллекций (камней, песка, листьев корней веток, пробок, фантиков)
Цель: поддерживать одержимость общей идеей, развивать познавательную активность детей.
Таким образом, традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм группы, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. - 2006г.
2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
3. Учусь жить среди людей. Под ред. Заозёрской Н. И., Мулько И. Ф. «Пресс А», 2001г.
4. Шапошникова С. В. «Групповая традиция в детском саду», «Учитель», 2007.