Светлана Бледнюк
«Юный эколог». НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Тип занятия: Познание (формирование целостной картины мира)
Тема: «Юный эколог».
Авторы:
Бледнюк Светлана Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
Туленкова Ирина Юрьевна
воспитатель II квалификационной категории
МКДОУ д/с «Сказка»
Тюменская область, Кондинский район,
Публикация «„Юный эколог“, НОД по ОО „Познание“ (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
с. Леуши, ул. Волгоградская. 56,
тел. (34677) 37-134
2013г.
Образовательные области:
Познание (формирование целостной картины мира)
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с профессией «эколог».
Уточнять и расширять имеющиеся представления детей об экосистеме (лес).
Развивающие:
Активизировать и обогащать словарный запас детей, способствовать воспитанию любви к природе.
Формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы.
Воспитательные:
Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе берёзового сока.
Воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
Материал:
Мультимедийный проектор;
Карточки с изображением правил поведения в природе;
Иллюстация с изображением берёзы;
Листья, вырезанные из цветной бумаги.
Предварительная работа:
Чтение литературы о природе;
Отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций.
(К детям в группу входит Старичок-Лесовичок)
Старичок Лесовичок: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я - Лесовичок. Пришел к вам из лесу и хочу услышать, что вы знаете о природе, о правилах поведения, хочу научить вас стать юными экологами. Ведь природа имеет важное значение в жизни каждого человека: кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить не возможно. А помогут вам в этом мои загадки.
Слайд 1.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, что печёт? (Солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного тепла?
Дети: ответы детей.
Слайд 2.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем? (Воздух)
- А без воздуха мы можем прожить?
Дети: ответы детей.
Слайд 3.
Меня пьют
Меня льют,
Всем нужна я
Кто такая? (Вода)
Слайд 4.
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий? (Ягода)
Слайд 5.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке? (Гриб)
Слайд 6.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком? (Пчела)
Слайд 7.
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой? (Рыба)
Старичок Лесовичок: Вся природа делится на живую и неживую природу. Скажите к какой природе мы отнесём солнце, воздух и воду?
Дети: Солнце, вода, воздух – это неживая природа.
Старичок Лесовичок: Ягоды, грибы, насекомые и рыбы это тоже природа. Кто мне подскажет, какая это природа, живая или неживая?
Дети: Это живая природа.
Старичок Лесовичок: Почему?
Дети: Потому, что всё живое растёт, дышит, двигается и питается.
Старичок Лесовичок: Что для животных служит домом?
Дети: Дом для животных - это лес.
Старичок Лесовичок: Каких обитателей леса вы знаете?
Дети: Лиса, медведь, еж, лось, белка, заяц, бобр, волк.
Слайд 8,9.
Старичок Лесовичок: Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети: Кедр, сосна, ель, пихта, осина, берёза.
Слайд 10,11.
Старичок Лесовичок: Деревья служат пищей, укрытием и домом. Ребята, а теперь давайте немножко поиграем.
- Как называется лес, где растут разные деревья?
Дети: Смешанный лес.
- Где растут ёлки?
Дети: Ельник.
- Где растут сосны?
Дети: Сосновый бор.
- Где растут берёзы?
Старичок Лесовичок: Лес, в котором растут березы, называется березняк или берёзовая роща. В моем лесу есть полянка, где растут одни берёзки, и все они разные. Одна высокая- высокая, другая - пониже, третья совсем низкая.
А кто из вас знает, чем отличается берёзка от других деревьев?
Дети: У берёзки белый ствол.
Слайд 12.
Старичок Лесовичок: Правильно у берёз стволы белые с черными вскраплениями, большая крона, свисающие ветви как косы заплетённые, вниз спускаются, с друг дружкой переплетаются.
Но стоит там одна засохшая, совсем молоденькая берёзка. Нет на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Стоит она на подружек своих непохожая.
- Как вы думаете, ребята, почему же она засохла?
Дети: ответы детей.
Старичок Лесовичок: А я думаю, что люди собирали сок берёзы и забыли залечить ранку у берёзки, поэтому она засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала. Оказывается, березки тоже могут плакать.
Слайд 13.
Старичок Лесовичок: Ранней весной, с наступлением первых тёплых дней, берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни всасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к коре всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом появляются листья. Эту влагу и называют ценным, лечебным берёзовым соком. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она плачет. Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители и часто берёза погибает. Что же делать, и сок нужен и берёзу жалко, как же можно такую красоту губить. Оказывается, можно добывать сок, не причиняя берёзе вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся сок, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землёй, чтобы сок не вытекал и берёза не сохла.
Слайд 14.
Старичок Лесовичок: А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети: Люди высаживают деревья, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.
Старичок Лесовичок: А вы знаете, как называют человека, учёного который заботится о природе?
Дети: Ответы детей.
Старичок Лесовичок: Сегодня я вас познакомлю с профессией эколога, но сначала мы немного отдохнем на моей полянке и сделаем физминутку.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем-
Крылья сложили назад.
Слово экология означает наука о доме, о жилище, о месте, где живут.
Что же это за дом? Этот огромный дом - природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, бабочками, рыбами и растениями.
Эколог - это ученый, который оберегает всё, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения.
У каждого вида животных и растений есть в природе свое место для жизни, свой дом. Одни устраивают его на земле, другие - под землей, третьи - в воде. Все живые существа выбирают себе место обитания совсем не случайно. Например, ласточка никогда не будет жить в лесу, потому что она кормится мошками, летающими над полями и водоемами. А клесты питаются только семенами хвойных деревьев, поэтому и дом свой они устраивают в глухих ельниках и сосняках.
Живых созданий природы нельзя делить на вредных и полезных - даже такие животные, как мыши, которые часто вредят людям, нужны природе. Ими питаются совы, ястребы, лисы, и даже для домашних кошек серая мышка - лакомство.
Все живые существа в природе соединены друг с другом тончайшими связями, они необходимы друг другу: Ученые-экологи как раз и изучают эти взаимные связи и заботятся, чтобы сохранились все живущие на земле организмы.
Люди не могут прожить без природы. Люди - сами часть природы, как каждый цветок и каждый жучок. Поэтому надо вести себя в природе так, чтобы не навредить никому из земных обитателей. Нельзя грубо вмешиваться в чужую жизнь. Давайте не будем мешать жить нашим соседям по планете - муравьям и бабочкам, колокольчикам и одуванчикам. Всем хватит места на нашей прекрасной планете.
Во многих странах мира запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Экологи составили огромный список растений и животных, которых на земле осталось очень мало. Они назвали этот список Красной книгой, потому что красный цвет - цвет опасности. Нежные ландыши, желтые купальницы, белые речные лилии и многие другие красивые цветы уже давно попали в эту тревожную книгу.
Старичок Лесовичок: Ребята, а вы хотите стать юными экологами?
Дети: Да.
Старичок Лесовичок: Хорошо, сейчас я это проверю. У меня есть фотография той самой засохшей берёзки. И если мы с вами её оживим, то мы будем с вами самыми настоящими юными экологами. (Приложение 1)
Посмотрите на эти зелёные листочки, вы будете их прикреплять к дереву после того как назовёте добрые дела, поступки по отношению природе и правила поведения в лесу. (Приложение 2)
Дети: Высказывают мнение по карточкам об охране природы.
- Не бросать мусор.
- Не сбивать грибы.
- Не разорять гнёзда.
- Не шуметь в лесу.
- Не ловить бабочек.
- Не ломать веток.
- Не разорять муравейники.
- Не брать животных из леса домой
- Не жечь костры.
- Не загрязнять водоемы.
- Не вырывать с корнем ягоды.
- Подкармливать зимой птиц.
- Делать кормушки.
- Посадить дерево.
Старичок Лесовичок: Молодцы ребята вы очень много знаете о природе, посмотрите наша берёзка ожила, теперь вы стали самыми настоящими юными экологами. И это стихотворение о нас.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не зорили гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!