Елена Тюрина
Проект «Тихий подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тихий подвиг воспитателей
в годы Великой
Отечественной войны
Автор:
воспитатель Тюрина Е. Ф.
Сколько надо ласки и заботы
Всех одеть и каждого обнять.
Благодарная и трудная работа-
Ежедневно маму заменять.
1. Введение. Пояснительная записка.
Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как развивать у них ненависть к фашистам.
Публикация «Проект „Тихий подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, спасти их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение.
Актуальность выбранной темы:
Как жаль, что тихий подвиг воспитателей и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству.
Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия, в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться, забывая пережитое. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения. Много творческой инициативы проявляли воспитатели, чтобы всеми способами отвлечь детей от тягот жизни и скрасит их существования. Они придумывали загадки, изобретали разнообразные сюрпризы.
Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Цель проекта: познакомить детей с подвигом воспитателей и учителей военного времени.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с отдельными моментами воспитательной работы детских садов в годы Великой Отечественной войны; расширять представления о значении бессмертного подвига воспитателей в годы войны; воспитывать уважительное отношение к профессии воспитателя, к доблестной истории своей Родины.
Развивающие: Развивать представления детей о войне, о трудной жизни детей во время ВОВ. Развивать чувство патриотизма.
Воспитательные: Воспитывать гордость за свою страну, за Победу в ВОВ.
Вид проекта: нравственно-патриотический.
Продолжительность проекта: март – апрель 2023г.
Участники проекта: дети и родители старшей к школе группы №2, воспитатели, сотрудники библиотеки.
Предварительная работа:
1. Сбор информации о жизни детей дошкольного возраста во время войны.
2. Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, фотоматериалы.
3. Подбор литературного материала: рассказы, статьи о войне.
Методы проекта:
- изучение информационных источников, фотодокументов;
- работа с Интернет - ресурсами;
- чтение художественной литературы, рассматривание картин;
- экскурсии в детскую библиотеку;
Образовательные технологии:
Информационно - коммуникативные
Воспитывающие
Интеграция образовательных областей:
Познание
Социализация
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап: организационно-подготовительный.
1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
2. Обсуждение темы проекта; задач с родителями, детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы, пособий по данной теме.
Реализация проекта.
Организация предметно-развивающей среды Взаимодействие с социальными структурами Работа с родителями
1. Подбор литературы о работе детских садов в годы Великой Отечественной войне. 1. Экскурсия в библиотеку.
1. Анкетирование родителей «Должны ли дети знать о войне»
II этап. Комплексно-тематическое планирование по теме проекта.
Формы и методы работы
Изучение событий 1. Беседы с детьми: «Дети войны»
2. Чтение статей журнала о работе детских садов в годы Великой Отечественной войне.
3. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Непосредственно- образовательная деятельность 1. Чтение художественных произведений: Дети войны. Не детские рассказы о военном детстве. Биркин В. В.
Подвиг Матрёны Вольской.
2. Художественное творчество. Рисование. «Дети войны»
3. Познавательное развитие. Беседа о войне.
Праздники 1. Утренник «День Победы»
2. Встреча с казаками.
Работа с родителями 1. Консультация для родителей «Знакомим детей с героическим прошлым»
Предметно-развивающая среда 1. Альбом «Дети войны»
III этап.
Заключительный.
Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети успокоились, отдохнули от пережитого.
С детьми разного возраста воспитатель проводил разную работу. Например: с младшими дошкольниками – 3-4 летними малышами, воспитатели не проводили специальных бесед о войне, хотя дети уже знали о войне и интересовались ею. Но эта тема была слишком сложна и трудна для маленьких детей. Почти у каждого ребенка на фронте был кто – то из родных, и среди детей часто возникали разговоры о папах, о письмах, полученных от них, об их наградах. И конечно воспитательница проявляла интерес, принимала участие в разговорах, радовалась вместе со своими воспитанниками.
Во время прогулки воспитатель могла обратить внимание детей на красноармейцев, которые проходили рядом с территорией детского сада. Во многие детские сады на праздники приглашали бойцов. Малыши показывали им свои рисунки, дарили им свои игрушки, расспрашивали о том, «как они бьют немцев» и торжественно обещали помогать гнать врага. Рассказы бойцов воодушевляли детей, крепили в них и в воспитателях веру в победу, любовь к родине.
Для малышей подбирались четкие, художественные картинки или фотографии, изображающие летчиков, кавалеристов, стрелков, танкистов. С детьми разучивались с малышами стихи и песни о красной армии, проводились игры «Летчики», «Красноармейцы». Таким образом, удовлетворялся интерес маленьких детей к войне, воспитывалась любовь к Красной армии, давались самые элементарные наглядные представления.
Детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет - знакомили в самой простой форме с некоторыми событиями войны. Им рассказывалось о победах наших войск, о подвигах, совершаемых бойцами, командирами, партизанами, о работе тыла в помощь армии, о тимуровцах, которые заботились о семьях мобилизованных. Выбор таких рассказов требовал от воспитателя чуткого внимания. Рассказ должен был быть простым, кратким и вместе с тем образным, занимательным. Тогда он будет понят детьми. Запомнится, глубоко повлияет на них. Некоторые рассказы сопровождались иллюстрациями, которыми служили и четкие и выразительные фотографии их газет и журналов.
Каждый рассказ должен был построен так, чтобы создавать у детей бодрое настроение, внушить уверенность в победе над врагом.
Кроме всего этого воспитатели всегда поддерживали инициативу детей в переписке с фронтом. Отправка писем бойцам фронта производила на детей огромное впечатление. Они рассказывали об этом дома, и многие матери приносили адреса своих мужей. Так начиналась переписка всего коллектива детского сада с отцами воспитанников.
Бомбоубежища
C самых первых дней войны в Москве предпринимались серьезные меры противовоздушной обороны (ПВО). Если заводы и фабрики были хорошо подготовлены к проведению этих мероприятий, то при организации мер ПВО в детских садах возникли трудности. 24–25 июня 1941 г. была организована тренировочная воздушная тревога, к которой дошкольные работники и дети оказались не готовы, что и вызвало необходимость принимать срочные меры для исправления ситуации.
Воспитатели самостоятельно разбивали бомбоубежище на сектора для большего удобства размещения ребят, преподносили дошкольникам меры ПВО как игру, и вскоре дети охотно и организованно стали выполнять требования взрослых.
Персонал спал буквально два–три часа в сутки, да и то днем, так как ночью педагоги постоянно дежурили возле детей. Только сила духа помогала воспитателям продолжать занятия с детьми, не опускать рук, хотя среди педагогов были и те, кто панически боялся бомбардировок: беспокоились, суетились, беспорядочно бегали, хватаясь то за детей, то за вещи, но постепенно спуск по тревоге в бомбоубежище стал привычным и четко организованным.
Сады-передвижки
Войска противника продолжали наступление, оказываясь с каждым днем все ближе к столице. Теперь кроме мер ПВО дошкольные педагоги решали проблему организации передвижных детских садов, в которых столица отчаянно нуждалась. Москвичи возводили баррикады на подступах к городу, и за детьми некому было присматривать: взрослые после рабочей смены по колено в грязи строили оборонительные рубежи и возвращались домой поздней ночью. Тогда дошкольные работники стали организовывать для детей, чьи матери работали на строительстве, детские сады-передвижки, которые передвигались по линии оборонительных укреплений.
Эвакуация
Первоначальные мероприятия по эвакуации в близлежащие районы оказались напрасными. Во второй половине октября 1941 г. бои шли в Московской области, и детские сады вынуждены были эвакуироваться еще дальше на восток, в глубокий тыл.
Вторую волну эвакуации все пережили значительно тяжелее: поезда бомбили, малыши плакали, а воспитатели, стараясь не показывать страха, под взрывы снарядов рассказывали им сказки. Военный график движения поездов, поток эвакуируемых людей и грузов с запада приводили к тому, что почти все станции и разъезды на подходах к Москве были забиты поездами. Некоторые эшелоны надолго застревали на пересадочных пунктах, что увеличивало путь до 22–40 суток.
От педагогов требовалось теперь не только воспитывать, но и сохранять здоровье ребят, кормить, обогревать, снимать психологический шок, для чего подбирались соответствующие методы работы с детьми, обладающие психотерапевтическим эффектом: пение, рисование, сказки, поэзия.
В результате стихийно образовался новый «тип» дошкольного учреждения – «теплушка»: во время продолжительного пути дети в утепленных вагонах (отсюда и название) не просто ели и спали, но и придерживались режима детского сада, смотрели постановки, разыгрываемые воспитателями, участвовали в самодеятельности, читали, пересказывали, пели песни и т. д.
Столичные воспитатели справились с поставленной задачей, увезя детей от фронта, но основные испытания еще ждали их впереди – выжить и сберечь ребят в незнакомых условиях. Жизнь в эвакуированных садах налаживалась постепенно. Первое время по приезде из Москвы было хорошо организовано питание: детские интернаты централизованно снабжались продуктами питания в соответствии с установленным лимитом, использовали они и провизию, привезенную с собой. Однако вскоре лимиты продовольствия были снижены.
Заведующие детскими садами и рядовые педагоги в эвакуации кроме воспитания детей и круглосуточного присмотра за ними вынуждены были заниматься крестьянским трудом: топить русскую печь, носить на себе воду, пахать, сеять, собирать урожай, расчищать снежные заносы и т. д. Некоторые интернаты в южных районах силами педагогов и детей получили с выделенных им 5–12 гектаров земли ошеломляющие сельскохозяйственные результаты.
Жертвенность женщин, их преданность профессии, стремление не просто накормить детей, но накормить вкусно – вот причина таких высоких достижений, требовавших нечеловеческих усилий педагогических коллективов.
Многие детские интернаты, не имевшие плодородной земли, не получавшие поддержки от местной администрации, находились в бедственном положении. Питание детей было крайне скудным. Такого рациона было недостаточно для растущего организма, а воспитатели не могли помочь детям. Они сами были сняты со снабжения, заработную плату им задерживали.
Во многих интернатах не заготовили топливо к зиме, следовательно, не было тепла и условий для приготовления пищи, дети пили сырую воду, в результате часто болели. Многие эвакуированные детские сады страдали от перебоев в снабжении хлебом: вместо него выдавалась мука, однако при отсутствии печей и топлива использовать ее надлежащим образом у дошкольных работников не было возможности. Все эти факторы негативно сказывались на психологическом состоянии детей, постоянно напоминая им о далеком доме.
В данных условиях единственной надеждой на спасение ребят было внешнее спокойствие столичных педагогов, хотя сами они были оторваны от семей, часто не имели вестей от близких, переживали за родных, коллектив и воспитанников. В тяжелейших условиях городские женщины сумели не только выстоять, освоить деревенский труд, но и вселить надежду в души детей, родителей и местного населения, с пиететом смотревшего на москвичей.
Подвиг Матрёны Вольской.
Есть такие события, о которых нужно помнить всегда. К ним относится Великая Отечественная Война. И о подвигах обычных советских граждан, которые, рискуя своей жизнью, спасали людей, обязательно надо вспоминать.
Матрёна Вольская родилась 6 ноября 1919 года в Духовщинском уезде Смоленской губернии. Родители и друзья ласково звали её Мотя. Она была ответственной, покладистой, любила всем соседским детям читать книги и рассказывать сказки. С 18 лет Матрёна стала преподавать в Басинской начальной школе. В 1941 году она окончила Дорогобужский педагогический техникум. Незадолго до начала войны Мотя вышла замуж за Михаила Вольского.
Как только немцы стали приближаться к Смоленску, мужчины из окрестных деревень стали уходить в леса и создавать партизанские отряды. В доме Вольских было решено устроить конспиративную квартиру. В соседнем здании, где раньше располагался сельсовет, гитлеровцы разместили свой полицейский участок, поэтому подпольщики работали прямо под носом у немцев. Мотя размножала и распространяла листовки и сводки Совинформбюро, собирала сведения о расположении вражеских частей и передавала их партизанам. Вскоре она стала связной по кличке Месяц. Когда находиться в деревне стало опасно, Матрёна ушла в отряд. Она совершала дерзкие вылазки, диверсии, участвовала в боевых операциях. В 1942 году её наградили орденом Боевого Красного Знамени. Когда до командира отряда Никифора Коляды, которого все звали Батей, дошла информация, что немцы собираются угнать всех местных детей в Германию, он сообщил об этом в Центр.
В срочном порядке было решено организовать спецоперацию по спасению и эвакуации ребятишек. Ответственной за перевод детей через линию фронта назначили Матрёну Вольскую, которая сама на тот момент готовилась стать мамой. Маршрут движения полностью был согласован с Москвой. Многотысячной колонне детей предстояло пешком пройти за десять дней 200 км по лесам и болотам Смоленщины. В назначенный срок надо было выйти к станции Торопец, которая находилась в Калининской (ныне Тверской) области. Оттуда спасённых ребят планировали спецэшелонами отправить в тыл. В том, что операция предстоит сложнейшая, Вольская убедилась уже 22 июля, в первый день похода, - написал в своей документальной книге "Операция "Дети" Леонид Новиков. - Перед ней стояла тысячная толпа детей с узелками со слезами на глазах, крепко обнимающая своих родителей. Они прощались, не зная, куда их отправляют и удастся ли им вновь увидеть свой дом. 23 июля 1500 детей отправились в опасный путь. В помощники Моте дали учительницу Варвару Полякову и медсестру Екатерину Громову.
Ребят было решено разбить на отряды, за каждым закрепили по командиру из числа тех детей, кто был постарше. Чтобы контролировать всех подопечных, Вольской приходилось прикладывать немало усилий. В первый же день на след колонны напал немецкий самолёт-разведчик. Сперва с неба на детей посыпались листовки, а через несколько часов и бомбы. Секретный путь стал известен фашистам. Изначально планировалось идти через Матисские болота на Желюхово и Слободу, но маршрут нужно было срочно менять. Детей решили вести по другой, более сложной для них дороге. Шли в основном по ночам. С каждым днём сопровождаемых Мотей детей становилось всё больше. К их нескончаемой колонне постоянно примыкали ребятишки из соседних разграбленных и сожжённых немцами деревень. Через несколько дней похода у Вольской насчитывалось уже около двух тысяч подопечных. Когда дети отдыхали, Матрёна уходила в разведку на несколько километров вперёд, потом возвращалась и принимала решение о дальнейшем передвижении. Скромные запасы еды очень скоро закончились. Дети постоянно испытывали упадок сил и еле шли. Питались в основном оставшимися крошками от сухарей, лесными ягодами, одуванчиками и подорожником. Особенно остро они испытывали жажду. В уничтоженных сёлах и деревнях вода в колодцах была отравлена немцами. Рано утром 28 июля вышли к реке Западная Двина, дети бросились к реке. - вспоминала Матрёна Вольская. - Налетели три немецких самолёта и стали обстреливать детей, ранили Женю Алехнович. Дети побежали через мост на другой берег и в лес. 29 июля особенно измождённых погрузили в четыре нагнавшие колонну полуторки и отправили на станцию Торопец. Остальные шли пешком. Когда до пункта прибытия оставалось 8 км, дети окончательно ослабли. Старшие несли малышей на руках, ноги у многих были стёрты в кровь. Собравшись с последними силами, они смогли дойти второго августа до Торопца. Вольская передала 3225 детей уже новым сопровождающим. В акте приёмки эвакуированных детей значится следующая запись: Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви. Приняли от Вольской 3225 детей. Пятого августа за ребятами пришёл состав. Измождённых, их погрузили в вагоны-теплушки. На всех было выделено 500 килограммов хлеба. Никто не рассчитывал, что Вольская приведёт так много детей. На каждого человека приходилось по 150 граммов хлеба. На станции параллельно шла погрузка в эшелон бойцов. Узнав о том, что в соседнем составе голодные дети, они отдали им свои пайки. В пути ребятишкам было по-прежнему страшно. Поезд неоднократно подвергался налётам фашистской авиации, несмотря на то, что на крыше каждого вагона было написано "Дети". Наши истребители, сопровождавшие эшелон, словно коршуны, кружили вокруг, не подпуская фрицев к составу. 14 августа дети в целости и сохранности были доставлены в город Горький (ныне Нижний Новгород). Многие из них после войны вернулись в родные деревни и сёла.
Матрёна Вольская с 1943 по 1976 год работала учительницей начальных классов в Смольковской средней школе в Городецком районе Нижегородской области, куда её направили сразу же после успешного выполнения спецоперации "Дети". В 1977 году, за год до смерти, она встретилась с некоторыми из спасённых ребят. Это были уже взрослые люди, которые всю жизнь считали Матрёну своей второй мамой. Ведь она тоже подарила им жизнь, опекая их все те страшные десять дней пути. Звание Героя Советского Союза Матрёне Исаевне Вольской присвоили, когда её уже не было в живых.
Заключение.
Беззаветно и самоотверженно работали все сотрудники детских садов: заведующие, воспитатели, уборщицы и няни, повара и завхозы. Молодые и старые, только что начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.
С гордостью и доблестью выполняли дошкольные учреждения свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями.
В результате своей работы мы пришли к следующему выводу: Героизм педагогов проявлялся в непосильном труде, ответственности за сотни жизней, вынужденном круглосуточном присутствии с детьми, решении множества нестандартных задач.
Использованная литература:
1. Л. Е. Раскин «Год работы с дошкольниками в Ленинграде» из архива журнала «Дошкольное воспитание» - № 1, 2015
2. А. Волкова, Д. Менджерицкая «Дети и война» из архива журнала
«Дошкольное воспитание» - № 10, 2014
3. Голдовская, А. А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 12 - 20.