Елена Макарова
Тематическое планирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование в детском саду
Опыт работы с дошкольниками в исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма
Тематическое планирование в детском саду
Ведущей целью программы «Воспитание культуры мышления и познания детей дошкольного возраста» разработанной А. И. Савенковым, является разработка содержания, форм, методов исследовательской и проектной деятельности детей дошкольного возраста, а также развитие творческих познавательных способностей. Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности : исследовательской, игровой, опытно-экспериментальной, учебной. Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
Публикация «Тематическое планирование в детском саду» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
создание предметно-развивающей среды для исследовательского обучения в группах;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их любознательными, инициативными, стремящимся к коллективному творчеству;
креативность (творческая организация) процесса исследовательской деятельности;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в исследовательской и проектной деятельности и дошкольного учреждения в целом.
В связи с новыми ФГТ и переходом на новые образовательные стандарты тематическое планирование является актуальным и продуктивным способом организации эффективной работы в детском саду.
Тематическое планирование способствует систематизации подачи информации для детского восприятия, а так же помогает педагогам дошкольных учреждений в организации проведения занимательной, исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).
Внедрение программы экспериментальной деятельности на тему «Воспитание культуры мышление и познания детей дошкольного возраста» в логопедические группы ДОУ позволило планировать исследовательскую деятельность с учетом годового планирования лексических тем.
Благодаря этому в течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитания, образования и развития с указанием необходимых условий используемых средств, форм и методов работы.
Выбор темы возможен: А) от детей, Б) от воспитателя.
Плюсы тематического планирования :
- интегрированный подход к проведению
- диагностический подход
- тематическое оформление группы
- участвуют все педагоги
- концентрируется внимание на прохождение темы
- взаимосвязь и интеграция различных видов деятельности (исследовательская)
- учитывается сезонность
Этапы работы:
1 этап – работа с натуральными объектами (рассматривания, наблюдения)
2 этап – речевые знания (рассматривание иллюстраций, картин, рассказывание)
3 этап – переход к исследовательской деятельности
Тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя
Сентябрь День знаний Лето. Ранняя осень Огород- овощи Сад- фрукты
Ягоды-грибы
Октябрь Деревья-кустарники Золотая осень Я и моя семья Перелетные птицы Продукты питания
Ноябрь Одежда Квартира. Мебель Кухня. Посуда Поздняя осень
Декабрь Зима. Признаки зимы Комнатные растения и уголок природы Зимующие птицы Профессии Новый год
Январь Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Транспорт. Профессии на транспорте В мире опасных предметов
Февраль Наш город. Моя улица. Рыбы и аквариумные рыбы День защитника отечества. Мужские профессии Мой дом Зима (итоговое)
Март День 8 марта. Женские профессии Ранняя весна и ее признаки. Весенние цветы Дикие животные весной Ателье Зоопарк
Апрель Перелетные птицы весной День космонавтики. Космос. Стройка. Профессии на стройке. Инструменты Насекомые
Май Праздник весны. День победы Живая и неживая природа Цветы Времена года Лето
Тренинги развития исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма
Соответственно к тематическому планированию были разработаны занятия для старших дошкольников в форме тренингов, согласно идеям А. И. Савенкова.
Тренинги для дошкольников – это сравнительно новая форма взаимодействия с детьми, в которой наилучшим образом раскрывается личностный потенциал ребенка и индивидуальные личностные характеристики. Для достижения поставленных целей в тренинговых занятиях рекомендуется:
Создать всеобщие правила поведения на тренингах, которые должны исходить от самих детей, вследствие всеобщего принятия дети будут стремиться к исполнению правил;
Организовать доверительную атмосферу;
Давать возможность высказываться каждому ребенку;
Тренинговые занятия должны быть ориентированы не только на тематику календарно-тематического планирования, но и обязательно включать упражнения (приемы) развития исследовательских умений (умений видеть проблему, выдвигать предположения, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, взаимодействовать с парадоксами, экспериментирование, оценивать идеи, высказывать суждения, делать умозаключения);
Информация, получаемая в ходе тренинга, должна обязательно фиксироваться ребенком самостоятельно на листах бумаги, то есть с использованием пиктографического письма;
Тренинговые занятия могут быть реализованы в следующей последовательности:
Тренинги на знакомство и установление всеобщепринимаемых и выполняемых правил поведения;
Тренинги на снятие психологических, социальных и физических барьеров, установление психологически комфортной атмосферы на занятиях, доверия;
Тренинги на развитие исследовательских умений;
Тренинги исследовательской практики;
Тренинги мониторинговые (защиты исследовательских работ).
Тренинг № 1: «День знаний».
Цель: развитие умения выдвигать предположения, развитие умений выявлять сходства и различия.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего материала «что такое школа».
2. Детям предлагается вспомнить внешний образ школы, а затем изобразить на листе бумаги формата А4 саму школу, при этом нарисовать как можно больше окон, больших размеров. Следующим шагом ребят необходимо спросить о том, что они ожидают от школы, что они хотят там видеть, во что хотят заниматься. Свои ожидания и желания детям необходимо формулировать с использованием фраз «я предполагаю, я думаю, а что если…». Все свои идеи, предположения детям необходимо зарисовать на дополнительных отдельных листиках, и наклеить эти изображения на окна школы, которую они нарисовали (изображения детей должны быть схематичными). Время зарисовок ожиданий лучше сделать ограниченным. Затем каждый ребенок рассказывает о своих ожиданиях, опираясь на свои зарисовки. Также детям предлагается найти ожидания, которые встречаются у других, и которые не встречаются. Затем отобразить сходства и различия в ожиданиях в пространстве (так те, у кого сходные – держатся за руки, а у кого нет – становятся отдельно. Чаще всего через других детей все соединяются).
3. Формулировка домашнего задания: «вспомнить все месяцы осени».
Тренинг № 2: «Лето. Ранняя осень».
Цель: развитие умений формулировки предположений, развитие пиктографического письма, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания с учетом качества ответа, правильности и источника полученной информации, «вспомнить все месяцы осени». Обязательно у детей необходимо спрашивать, где ребенок получил данную информацию (у родителей, СМИ, интернет, книга, специалист, друг).
2. Детям предлагается три месяца осени. Вместе с педагогом дети выявляют, вспоминают какие особенности каждого из этих месяцев, что приносят они, какая природа, какое настроение, какие люди с использованием фраз «я предполагаю» и т. д. Далее детям предлагается нарисовать то, что самое важное в сентябре, отдельно нарисовать то, что важно в октябре, и соответственно в ноябре. У каждого ребенка получится три символа или человека, животного, растения, которые в большей степени характеризовали именно этот месяц, отражали его специфику, по мнению ребенка. После этого дети предъявляют результаты своей работы, доказывают и отстаивают свои представления, зарисовки. Дети, у которых совпадают выбранные характеристики, могут отстаивать их позицию вместе. В данной работе детям можно задавать вопросы: «Почему осенью обязательно должно быть «зарисованный предмет»», «Что случится, если «зарисованный предмет» в таком состоянии появится в другое время года или исчезнет осенью».
3. Формулирование домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».
Тренинг № 3: «Огород-овощи».
Цель: развитие дивергентного мышления, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».
2. Детям даются листы бумаги, с нарисованными слева зигзаг и справа расположенным прямоугольником. Задача детей состоит в том, чтобы дорисовать предоставленные им фигуры до огорода и овощей, то есть нарисовать из данных фигур огород и овощи. Следующим этапом в работе является присвоение имени каждым ребенком своему рисунку. Далее каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, доказывает, что это огород-овощи.
Возможно, детям предварительно необходимо провести дополнительные упражнения. Детям предлагается взять любой предмет в помещении и обвести на листе бумаги его контур. Потом часть изображения можно закрыть, но сакцентировать внимание на том, что все равно был обведен тот же предмет. Затем нарисовать рядом часть «обводящей» линии и спросить у детей, что за предмет спрятан в данной линии (ранее выбранный ими предмет). Затем дети могут продолжить линию и зарисовать выбранный ранее предмет.
3. Формулировка домашнего задания: «что может быть садом».
Список литературы
Савенков А. И. Учим учиться самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008. – С. 99.