Галина Пудкова
Тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Январь
«Иней» Выявление механизма образования инея. Дать детям понятие - инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней.
Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем. Термос с горячей водой, тарелка.
«Таяние льда в воде» Показать детям взаимосвязь от количества воды и размера льдинки. Поместить в таз с водой большую и маленькую льдинки. Какая из них быстрее растает? Вывод – чем больше льдинка, тем медленнее она тает и наоборот. Таз с водой, две льдинки.
Публикация «Тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
«Пластичность снега» Дать детям понятие о пластичности снега при определенной температуре воздуха. Следы на снегу. Объяснить детям, что при нулевой температуре снег становиться липким и на нем отпечатываются любые следы. Чем морознее воздух, тем менее липкий снег. Снег, таз, формочка.
«Свойства воды на морозе» Дать детям понятие о том, что замерзая - вода расширяется. На прогулке выносим стеклянные бутылки с водой на улицу и кладем их на снег. На следующий день дети видят, что полная бутылка лопнула, а неполная осталась целой, но вода в ней приблизилась к горлышку. Вывод – при замерзании, вода в полной бутылке расширилась и разорвала ее, а неполная бутылка осталась целой. Стеклянные бутылки с водой полная и неполная.
Февраль
«Ветер» Объяснить детям, отчего зависит сила ветра. Пояснить о взаимосвязи силы ветра и формой и местонахождением сугробов. Вынести на прогулку вертушку и показать детям, как от места расположения вертушки относительно сугроба, зависит сила ветра. Обратив внимание на форму сугробов в зависимости от направления ветра. Вертушка, сугробы на улице.
«Вода – растворитель и не растворитель» Объяснить детям, что есть вещества, которые растворяются в воде и такие, которые не растворяются. Берем два стакана с водой. В один дети положат сахар, а в другой песок и ложкой помешают в каждом стакане. В каком стакане наполнитель растворился?
Вывод – сахар растворился, а песок нет. Два стакана с водой, сахар, песок.
«Что пропускает, а что задерживает свет» Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет – понятие прозрачность. Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые – кусочек стекла. Фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон, лист бумаги, кусочек ткани.
С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. Фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон, лист бумаги, кусочек ткани.
Электрический фонарик.
«Воздух занимает место» Дать детям понятие о том, что для размещения воздуха нужно пространство. Надуть два шарика, один до момента, как лопнет. Объяснить детям, что как только воздуху стало мало места, шарик порвался. Два воздушных шарика.
Март
«Воздух имеет силу» Объяснить детям, что состояние воздуха при разных условиях бывает разным. Надуть шарик, и выпустить его. Дети увидят, что шарик с большой скоростью летает по комнате, этому способствует воздух, выходящий из него. Вывод чем сильнее сжать воздух, тем больше его сила. Воздушный шарик.
«В почве есть воздух» Закрепить представление детей о том, что почва содержит воздух. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Миска с водой, кусочек земли.
«В почве есть вода» Закрепить представление детей о том, что почва содержит воду. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды.
Вывод – вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова стал водой – росой. Комочек земли, стекло.
«Движение воды в растении» Показать детям, как и в каком направлении, движется вода в растении. Налить в баночку с водой чернила и поставить в нее растение. Через сутки результат будет виден. Вывод – Вода двигается вверх, поднимаясь по стеблю по тонким канальцам. Росток, баночка с водой, чернила.
Апрель
«Животворное свойство воды» Дать детям понятие о важном свойстве воды давать жизнь живому. Поставим в бутылочку срезанные веточки дерева, семена поместим во влажную марлю в блюдце. Через некоторое время обращаем внимание на то, что веточки дали корни, а семена набухли и проросли.
Вывод – вода дает жизнь растениям и всему живому. Веточки вербы, бутылка с водой, семена огурца, марля, вода, блюдце.
«Солнечный луч» Дать детям понятие о том, из каких цветов состоит солнечный луч. Поставим миску с водой на солнечное место. Опустим зеркало, в воду прислонив его к стенке. Повернуть зеркало под углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской найти положение, когда на нем появится отраженная радуга.
Вывод – солнечный луч состоит из нескольких цветов.
Солнечный день, миска с водой, лист белого картона и зеркало.
«Зонтик-парашют» Дать детям понятие о том, что воздух занимает место и может препятствовать падению. Показать детям, как быстро падает с высоты закрытый зонт и как медленно планирует открытый. Тоже самое, показать на примере самодельного парашютика. Вывод – воздух занимает место. Зонт, самодельный парашютик из полиэтиленового пакета.
«Из чего птицы строят гнезда» Выявить и познакомить детей с особенностями образа жизни птиц весной. Рассмотреть с детьми птичье гнездо на дереве. Выяснить, что птицы используют для постройки своего гнезда. Разложить рядом с деревом заготовленный материал. В течении нескольких дней наблюдать за тем, какой материал пригодится птицам. Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, камешки, глина.
Май
«Солнечная энергия» Показать детям, что предметы темного и светлого цвета по-разному нагреваются на солнце. Разложить на подоконнике на солнце листы бумаги разных цветов, в том числе черный и белый. Спустя некоторое время дети потрогают их ладонями и определят, какой лист самый горячий, а какой самым холодным.
Вывод – темный цвет притягивает солнечное тепло, а светлый отражает.
Разноцветные листы бумаги, солнечный свет.
«Дерево - металл» Познакомить детей с видами и свойствами дерева и металла на основе сравнения, учить определять эти материалы визуально и тактильно. Рассмотреть металлические и деревянные предметы, уточнить из чего они сделаны. Сравнить и определить: что легче? Что тяжелее? Какой издают звук? Где могут применяться? Металлические и деревянные предметы.
«Стекло - пластмасса» Дать детям понятие о стекле и пластмассе. Учить выделять и характеризовать их свойства, определять эти материалы на ощупь. Рассмотреть стеклянные и пластмассовые предметы. Сравнить их по форме, цвету, весу, определить толщину, прочность, особенности поверхности и температуру. Стеклянные и пластмассовые предметы.
«Ткань» Дать детям понятие о ткани ее свойствах и видах. Учить подбирать ткань для одежды разных видов. Рассмотреть все виды тканей под лупой или микроскопом, обращая внимание на различие в плетении тканей. На ощупь определить степень гладкости или шершавости. Выдвинуть предположения из какой ткани можно шить ту или иную вещь. Несколько видов ткани: сукно, шерсть, хлопок, шелк, атлас, лупа или микроскоп.