Анастасия Ковешникова
Тематический день в средней группе «Воздух-невидимка: какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух-невидимка: какой он?
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха);
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Публикация «Тематический день в средней группе „Воздух-невидимка: какой он?“» размещена в разделах
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
• активировать словарь детей по теме «Воздух»: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты;
• закрепить умения согласовывать речь с движением.
• воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
• формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
• закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
• отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, коктейльные трубочки, салфетки бумажные, веера; апельсин, чеснок; жидкая гуашь, бумага; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри, корзинка, обезьянка, два подноса, песочные часы, шарики надутые.
Утро:
С утра детей встречает сказочный персонаж Пеппи Длинный чулок с обезьянкой Господином Нильсоном и дарит шарики белого и голубого цвета из которых на одной из стен группы создается небо с облаками.
После завтрака:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться вместе со мной в ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: (воздух)
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
А воздух вообще есть? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воздух невидимый, но я знаю, что он всегда вокруг нас! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас, спасательные нарукавники и тд.
Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает, а если нет, то тонет! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2 «Тонет - не тонет».
Возьмем тазик с водой и положим в него шарик.
А потом стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает корзинку).
Дидактическая игра: поочередно из корзинки достаю камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладываю на два подноса.
Молодцы, ребята! Помогли!
Вы считаете, что воздух есть в каждом предмете или нет?
Опыт 3: Камень.
А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки на двух ногах).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Вот теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим?
Опыт 4. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воздух к нам попадает через нос.
Ребята, а покажите, как дышат ваши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
А если взять салфетку, видно?
Дети: да
Вы заметили, что, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 7: с апельсином и чесноком.
Ребята, а закройте глаза и попробуйте по запаху угадать что за предмет спрятал Господин Нильсон.
Дети: Апельсин.
Как вы догадались?
Дети: по запаху.
А теперь чем пахнет?
Дети: чесноком
Ой! Как чесноком запахло сильно! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
А я смогу долго не дышать?
Дети: Нет.
Без воздуха можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6: «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
А если не по нраву запах чеснока, можно устроить ветер. Ребята хотите?
Дети: Да.
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Вот как много мы сегодня узнали о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Художественное творчество – Рисование «Веер»
Ребята, а вы мне поможете?
Дети: да
У моих друзей нет веера и они не могут создавать ветер. Помогите нарисовать веера для моих друзей. Сделать их красивыми, нарядными.
На прогулке:
Ребята играют в игру: «Пузырь», ловят мыльные пузыри.
После сна:
Игра с мячом, в котором спрятан воздух.
Когда детей забирают Пеппи отдает шарики с воздухом домой.