Светлана Журавлёва
Конспект занятия «Украшение передника (Сапоня)»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-учить детей создавать изображения в технике аппликации,
-правильно располагать аппликацию,
-вырезать симметричные формы из бумаги, сложенные вдвое,
-учить составлять композицию из геометрических фигур по типу народно-декоративно-прикладного искусства.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации мордовских книг. Образец фартука, кукла в мордовской одежде. Цветная бумага, заготовки из цветной бумаги, клей-карандаш, бумажные салфетки, клеенчатая салфетка.
Литература:
1. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») сост. Е. Н. Киркина. - Саранск
Публикация «Конспект занятия „Украшение передника (Сапоня)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
2. Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений Республики Мордовия. Саранск. Типография «Красный Октябрь» 2001г.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Дети у нас сегодня очень интересная и увлекательная беседа о родном крае. Подумайте и скажите, как называется республика, в которой мы с вами живём?
Дети: Мы живем в Республике Мордовия.
Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в Республике Мордовия. Много людей проживает в республике с разной национальностью. Это русские, мордва, чуваши, татары и т. д.
Дети, скажите, на какие три группы делятся мордва?
Дети: Мордва делятся натри группы: мокша, эрзя, шокша.
Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение, которое называется:
Семьясонкэряймокшенькяльнясь!
Миньмирсонкразнайкяльда лама,
Но ётксонкулианьцекфкя.
Сон тейнекмала, эх, и мала,
Сон миньсемьяньконди-цильфкя.
И коса афолемеуле,
Сон фалу мархтонк шить и веть.
Монь мокшенькяльнязе, роднойнясь,
Сон тейнеквалдопнесыкить.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим мордовском – мокшанском национальном костюме.
Стук в дверь.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то стучится в дверь (воспитатель подходит к двери, открывает). Здравствуйте. Заходите, пожалуйста.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришла кукла мордовочка-мокшаночка. Её зовут Любаня. Посмотрите, какой красивый у неё наряд. Давайте мы с вами рассмотрим наряд куклыЛюбаня. На ней одета рубаха – панар. Давайте повторим, как называется рубаха на мокшанском языке (панар). Фартук-сапоня. Повторите. Сапоня. На ногах у неё одеты сапоги – кямот. На голове у мокшаночки завязан платок – руця. На платке привязана налобная повязка, которая называется ашкотф.
Воспитатель: Дети, мордовский костюм украшают разными геометрическими фигурами. Это - ромбы, полоски, 8-мигранные звезды, s- образные детали, треугольники, уголки и так далее.
Фартуки у них бывают разного цвета: синие, красные, малиновые, желтые, зеленые, белые. Их тоже украшают разными узорами.
Воспитатель: А сейчас нам Настя прочитает стихотворение «Панар»
Стихотворение «Панар» .
Акай, акшапанарщака
Щаксапоня, сотнеккаркс
Кода мокшаватнеякасть,
Кода якасть синь тнярс.
Лятфтак, ётат тон ульцява
Сембосьлангсотащилац
Атямъёнгоняткргават
Мазы ёфкссамокшеньщамсь.
Воспитатель: Дети, наша гостья хочет что-то сказать на ушко. Она попросила нас для нее и её подруг изготовить новые фартуки – сапоня. Поможем нашей гостье Любаняи ее подругам. ?
Дети: Да.
Воспитатель:Кто мне скажет, как называется фартук на мокшанском языке?
Дети:Сапоня.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой фартук мы с вами будем делать. (Показать готовую работу)
Даша, скажи, из каких элементов состоит фартук? Какого он цвета? Какого цвета элементы узора на фартуке?
Даша: 8-ми конечная звезда, полоски, треугольники. Фартук белого цвета. Элемент 8-ми конечная звезда –красного цвета, полоски –черного, треугольники- красного цвета.
Воспитатель:Правильно. В орнамент мордовского костюма входят разные элементы -8-ми конечная звезда, треугольники, полоски красного и черного цветов и многие другие.
1. Для этого мы будем сегодня использовать бумажную заготовку – квадрат, сложенный два раза пополам. Таким образом, мы вырезаем этот элемент по готовой разметке. (показ воспитателя)
2. Затем из квадратиков вырезаем треугольники. Для этого нужно вырезать квадрат по диагонали. (показ воспитателя)
Воспитатель:А теперь берем в правую руку ножницы, в левую- бумажную заготовку и вырезаем по готовой разметке.
А теперь разложите на «фартуке» вырезанные элементы.
Вы, наверное, устали. Давайте встанем в круг и немножко разомнемся (дети встают в круг и выполняют за воспитателем упражнения).
Физкультурная минутка
Ах, Любава, Любава
Якай пижелугава (ходьба по кругу, поднимая руки и опуская)
Сияньсапонялангсонза (согнулись вперед, разогнулись)
Ульцявлиссь – начфтозе (руки вверх, покачали над головой, опустили)
Куду сувась – косьфтазе. (покружились вокруг себя)
Воспитатель:А теперь садитесь на свои места и приклейте на «фартуке» вырезанные элементы. А мы с Любаня посмотрим, какие узоры у вас получились.
Молодцы, дети. Вы изготовили очень красивые фартуки для Любаня и её подруг. Теперь мы их развесим на доске.
Подведение итога занятия :
Воспитатель:Дети, скажите, что мы сегодня делали на занятии?
Дети: Мы сегодня делали фартук – сапоня для куклыЛюбаня и ее подруг.
Воспитатель:Какакими геометрическими фигурами украшали мордовский фартук?
Дети: фартук украшали треугольниками, элементами 8-ми конечной звезды, полосками.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, мне очень понравилось ваше участие на занятии. Спасибо вам за прекрасные работы.