Людмила Панова
Конспект НОД в подготовительной группе «Песочная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность
Программное содержание (задачи)
1. Образовательная:
закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о пустыне (почва, растения, животные);
учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели.
2. Формирующая: формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;
3. Развивающая: развивать эмоционально-чувственный опыт детей;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Песочная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
4. Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, учить быть сдержанным; умение работать в коллективе.
5. Речевая задача: совершенствовать диалогическую речь.
Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание, работа
по схемам.
Оборудование:
- песочница,
- сюрприз «Конфета с ребусом»;
- 4 стола с надписями: «Изучение песка», «Изучение растений», «Изучение животных»; «Город мастеров»
- поддоны с песком;
- палочки;
- круглые крышечки;
- коробка с миниатюрными игрушками «Животные»;
- изображения кактусов;
- перчатки;
- комнатное растение «кактус»;
- клей, кисти;
- емкость с водой;
Ход занятия
Дети входят в зал (звучит музыка).
1. Часть
Воспитатель: И не строго, а с улыбкой,
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим?
Дети: Добротой!
Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям «доброго утра», и пусть это по-желание будет теплым и искренним. Ребята, мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что здесь случилось. Дети, посмотрите, что это?
(На полу стоит макет пустыни).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое песок? Какого он цвета? Какой он? Кто что интересного может рассказать о песке?
(Дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта.)
Воспитатель: Песок — очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, мосты и пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда проходите к песочнице и рассаживайтесь поудобнее.
(Дети подходят к песочнице.)
Воспитатель: При помощи чего вы сделаете следы?
Дети: Кулачками, пальцами, ладошками, ребром ладони.
(Затем дети «оставляют следы» на песке.)
Воспитатель: Что вы почувствовали?
Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…
Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может, что и найдете необычное.
(Дети, играя, находят конфету с секретом)
Сюрпризный момент «Конфета с ребусом»
Воспитатель: Что вы нашли?
Дети: Конфету!
Воспитатель: Какое странное послание! Как вы думаете, что там? Вам интересно узнать? Давайте развернем и посмотрим!
(Воспитатель вместе с детьми разворачивает конфету, внутри которой со-держится ребус)
Воспитатель: Дети, это ребус. Тут спрятано какое-то слово. Попробуем его раз-гадать?
(Дети расшифровывают слово «песок».)
Воспитатель: О каком именно песке идет речь? Непонятно. Ведь песок можно увидеть везде. Ребята, где вы встречали песок?
Дети: На берегу моря, реки, озера, в карьере, в песочнице, на участке…
Воспитатель: В ребусе есть подсказка: разгадав знак-символ, мы узнаем, откуда песок, который мы увидели в песочнице в начале занятия. Посмотрите внимательно, нам подскажет животное, нарисованное на странице ребуса. (Внизу страницы нарисован верблюд.)
Дети: Это песок из пустыни.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Верблюд — это житель пустыни. Ему не страшна жара, он очень выносливый и сильный.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что песок в пустыне движется с
помощью ветра, а что еще он делает?
Дети: Песок нагревается, охлаждается, кружится, несется, движется, перемещает-ся.
Воспитатель: Это можно проверить. И, кажется, я знаю как! Сейчас мы силой мысли превратимся в ученых. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно-сильно этого захотеть, но сделать это надо обязательно всем вместе, иначе ничего не получится.
Игра-превращение «Исследователи» (звучит «волшебная» музыка)
Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, воспитатель раскладывает перед ними именные бейджики. Открыв глаза, дети пристегивают их.
2. Часть
Воспитатель: Здорово, теперь вы - исследователи! Представьте себе, что вы превратились в исследователей песка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, три лаборатории : «Изучение песка», «Изучение растений», «Изучение животного мира». Давайте начнем опытно-экспериментальную деятельность с изучения песка. В какой лаборатории нам предстоит с вами работать?
Дети: В лаборатории «Изучение песка».
(На столе у детей стоят поддоны с песком, лежат палочки и круглые крышечки.)
Воспитатель: Ребята, скажите, в пустыне много песка? Как вы думаете, хорошо это или плохо? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я утверждаю, что песок в пустыне — это плохо, ведь ходить по нему тяжело, трудно, неудобно. Почему?
Дети: Потому что песок рассыпчатый, ноги в него проваливаются.
Воспитатель: Машина здесь не проедет. Почему?
Дети: Колеса тоже могут забуксовать на песке, ведь он рассыпчатый.
Воспитатель: Давайте подтвердим это опытами. Выберите себе палочку, пред-ставьте, что это нога, и попробуйте «пройтись по песку». Что произошло?
(Дети ставят эксперимент и убеждаются, что палочка-нога провалилась.)
Воспитатель: А сейчас возьмите крышечку и представьте себе, что это дом. По-ставьте «дом» на песок. Что произошло?
Дети: Дом оставил след, но не провалился.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из нашего эксперимента?
(Ответы и предположения детей.)
Воспитатель: Все дело в том, что у ваших предметов разная ширина и величина. А теперь продолжим наш разговор о песке. Ребята, а как вы думаете, идут ли в пустыне дожди? Верно, дожди в пустыне бывают крайне редко. А давайте мы с вами превратимся в «Повелителей дождя». Опустим руки в воду и уроним «живые капельки» на песчаную долину. Молодцы! А теперь, давайте, мы побудем «живыми капельками».
Физкультминутка
«Капельки»
1. С неба капельки летели, (дети бегают)
В ручейки попасть хотели,
И, захватывая дух,
Капельки упали – бух! (присели)
Припев:
Капельки – прыг – прыг, (прыгают)
Капельки – хлоп – хлоп, (хлопают)
Капельки – топ – топ – топ – топ – топ. (Идут на носочках)
(2 раза)
2. С неба капельки упали, (бегут)
Ручейками побежали.
Побежали ручейки (волны руками – вытянуты вперед, плавно)
И прозрачны, и легки. (Поочередно вверх – вниз)
Припев:
Капельки – прыг – прыг, (прыгают)
Капельки – хлоп – хлоп, (хлопают)
Капельки – топ – топ – топ – топ – топ. (Маршируют)
(2 раза)
(Под музыкальное сопровождение дети выполняют имитационные действия в соответствии со словами педагога.)
Воспитатель: Теперь мы становимся исследователями растений. В какую лабораторию мы отправимся?
Дети: В лабораторию «Изучение растений».
(Воспитатель с детьми подходят в лабораторию «Изучение растений», на столе лежат нарисованные кактусы.)
Воспитатель: Ребята, как интересно в этой лаборатории! Мне захотелось загадать вам загадку: «Они живут только в прохладное время года, когда в пустыне больше влаги, ранней весной или поздней осенью?» Что это?
Дети: Это кактусы.
Воспитатель: Что это за растения? Расскажите мне о них.
(Рассказы детей.)
Воспитатель: На что похожи кактусы, с кем можно их сравнить?
Дети: Кактусы похожи на ежиков.
Воспитатель: Посмотрите, тут лежат еще перчатки. Интересно, для чего они?
Дети: Они нужны для работы с кактусом, потому что они колючие.
Воспитатель: Что можно сделать из кактусов?
(Ответы и предположения детей)
Воспитатель: Кактусы — это настоящие деликатесы. Из них готовят варе-нье, их жарят, пекут, тушат, варят суп. А кроме кактусов в пустыне есть и другие необычные растения.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас отправиться в лабораторию «Изучение животного мира». В этом нам поможет ветер. Превратимся в легкие песчинки и, кружась, перелетим в лабораторию.
(Под музыкальное сопровождение дети и воспитатель, кружась, перемещаются в лабораторию.)
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Расскажите, какие животные есть в пустыне? Как они приспосабливаются к жаре? Какую пищу едят?
(Ответы детей.)
Воспитатель: В прошлый раз я говорила, что песок в пустыне - это плохо, а сейчас я считаю, что песок в пустыне — это хорошо! Почему?
Дети. Многие животные пустыни прячутся в песок. Там днем прохладнее, а но-чью теплее.
Воспитатель: Ребята, так какой можно сделать вывод — нужен песок или не ну-жен?
(Ответы и предположения детей.)
Воспитатель: Обратите внимание, перед вами лежит коробочка с игрушечными животными. Выберите из них жителей пустыни и расположите на песке этих животных. Как вы думаете, какие трудности они испытывают? Какие опасности могут грозить им?
(Ответы и предположения детей.)
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали с вами в наших лабораториях! Что нового вы узнали на занятии? Что вы еще хотите об этом узнать?
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в художников. (Звучит «волшебная» музыка. Дети подходят к столу, где приготовлены заготовки).
Воспитатель: Даже художники используют в своей работе песок. Давайте с помощью песка раскрасим этих животных. Сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся рисунок. Теперь намажьте клеем рисунок и насыпьте на лист песок. Стряхните лишний песок, и вы увидите животное пустыни. У кого что получилось? Вам понравились ваши работы?
Итог
Воспитатель: Мы немножко помечтали,
И в пустыне побывали.
Мы в ученых поиграли,
А потом порисовали.
С вами было весело играть,
А сейчас друг другу
Можем «до свидания» сказать!
А теперь, давайте подойдем к гостям, и покажем, какие работы получились.