марина федорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный банк в помощь педагогам
Тема «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре НОД ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» размещена в разделах
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Работа ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Виды интеграции образовательной области «Труд»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы Коммуникация развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
Познание формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей
Безопасность формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Социализация формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
Физическая культура развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса Чтение художественной литературы использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей
Музыка использование музыкальных произведений,
Художественное творчество использование средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»
Возможность интегрированного подхода
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности:
1. Совместную деятельность взрослого с детьми :
через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
2. Самостоятельную деятельность детей
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы:
организованная непосредственно образовательная деятельность;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
самостоятельная деятельность ребенка;
познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
наблюдения за трудом взрослых;
коммуникативная деятельность;
чтение художественной литературы;
художественно-творческая деятельность;
игровая деятельность;
моделирование;
целевые прогулки и экскурсии;
культурно-досуговая деятельность;
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
встречи с интересными людьми;
живой пример окружающих взрослых.
Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме :
В своей работе я использую различные методы работы:
Карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме
Моделирование педагогической ситуации
Игра
Карусель детских вопросов
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.
Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Путеводитель по профессиям в ДОУ
Младшая группа воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец
Средняя группа шофер, почтальон, врач и профессии родителей
Старшая группа учителя, работники сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, труд людей творческих профессий : художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства
Подготовительная к школе группа профессии родного города
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают : воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.).