юлия сухова
Оформление спектакля по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: создать условия для ознакомления учащихся о труде художника в театре.
Планируемый результат: создание макета к оформлению спектакля «Сказка о попе и о его работнике Балде».
Универсальные Учебные Действия:
Личностные: формирование мотивации к изучению театрального искусства, освоение русской культуры, воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль искусства в жизни человека, воспитывать любовь к сказкам, трудолюбие, усидчивость,аккуратность.
Публикация «Оформление спектакля по сказке А, С, Пушкина „Сказка о попе и о его работнике Балде“» размещена в разделах
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Познавательные: дать представления о театре, сценографии, как театрально–декорационном виде искусства; обратить внимание на роль театральных художников в создании спектакля; познакомить с процессом создания декораций.
Научиться создавать эскиз декораций или эскиз занавеса к сказке, учитывая особенности пространства сцены, эпоху и характер данного произведения. Умение правильно подбирать цветовые оттенки в соответствии с замыслом, формировать умение выполнять иллюстрации сказочных героев.
Регулятивные: Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,слайдов. Умение работать в группе. Планирование и выполнение практической работы, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.
Коммуникативные: принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Оборудование: Б. А3, кисточка, гуашь, палитра, салфетка, баночка с водой, пр. карандаш, ластик.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Самооценка готовности к уроку.
Ребята, здравствуйте! Какой сегодня прекрасный день! В такой день и работа у нас будет интересной и результат, этой работы,будет замечательный. Садитесь.
Настрой на урок.
Перед началом работы прошу проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик, салфетка, цветной картон, ткань,цветная бумага, оракал, клей, ножницы.
Самооценка готовности к уроку.
II.Целеполагание. Мотивация будущей темы урока. Определение цели урока.
Учебная ситуация.
Сейчас мы совершим небольшое путешествие по городу Липецк. Просмотр презентации.
Какие театры г. Липецка вызнаете? Как называют зрелище, которое представляют актеры в театре?
Отвечают на вопросы педагога.
Липецкий драматический театр им. Л. Н. Толстого.
Муниципальный театр.
Липецкий театр кукол.
Спектакль.
III. Основная часть. Учебная ситуация.
Что такое спектакль?
Спектакль - это произведение театрального искусства, придуманное режиссером и представленное актерами.
Существует несколько видов спектаклей -балет, цирк, опера, оперетта, театр кукол, пантомима, танец.
Оформление спектакля - это организация всех внешних средств сценической выразительности:
придающих спектаклю определенную форму ;
способствующих раскрытию содержания спектакля ;
усиливающих воздействие спектакля на зрителя ;
определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят
декорация;
театральный костюм;
театральный макет;
грим;
бутафория;
световое и шумовое оформление;
музыкальное оформление.
Декорация - от лат. слова Decoro - украшаю - это художественный образ места действия и одновременно площадка, представляющая богатые возможности для осуществления на ней сценического действия. Чтобы создать декорацию, художник должен выбрать несколько предметов и мест, которые обозначены в тексте; художник создает иллюзию воспроизведения места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение.
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией.
Когда начинается спектакль и раздвигается занавес, прежде всего мы видим работу художника. Актеров на сцене еще нет, но перед нами уже предстала обстановка, в которой будет происходить действие пьесы. Мы сразу погружаемся в определенную атмосферу и эпоху последующего действия, будто современная квартира или старинный замок.
Театральный макет (от итал. Macchietta - набросок – модель, воспроизводящая в масштабе (1:20): пространственно-декорационное решение спектакля; и - фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный макет:
наглядно показывает композицию сценического пространства;
используется для планировки мизансцен;
позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
выставочные макеты, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.
Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка, примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.
По глубине сценическая коробка делится:
на авансцену и на просцениум
на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы
на закулисные пространства и на арьерсцену.
Авансцена - открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.
Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное представление.
Арьерсцена в театре - пространство позади основной сценической площадки.
Портальная арка - основная часть конструктивного оформления
современной сцены, состоящая из:
архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия;
игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия.
Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса
Только с середины 19 века художники стали рисовать декорации к каждому спектаклю. В России драматическом театре начали оформлять спектакли В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, М. А. Врубель.
Просмотр слайдов с эскизами декораций русских художников
IV. Формирование интереса к уроку.
Перед нами поставлена задача несколько необычная: побывать в театре прямо здесь, сейчас, на уроке и не просто побывать в качестве зрителя, как мы это обычно делали, а самостоятельно создать атмосферу театрального действия со всеми его составляющими. То есть, мы на время станем работниками театра –художниками-декораторами. И будем придумывать декорации к нашей любимой сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде»(просмотр иллюстраций).
V. Практическая работа.
Порядок работы: Выбор сцены из сказки А. С. Пушкина. Эскиз декорации на формате А4. Изготовление задника макета (краски, прозрачный пластик, оракал, цветная бумага,картон). Сделать полуобъёмные и объёмные декорации. (фольга, бумага, ткань).Иллюстрировать главных героев сказки. Закрепить декорации на макете.
VI. Завершение урока.
Какие все молодцы сегодня! Сегодня будучи школьниками вы примерили на себя профессию –художник-декоратор. Профессию творческую и трудоемкую.
Какими же способностями, качествами должен обладать человек, чтобы выбрать подобную профессию?
Расскажите, что это за эскиз и как он сделан? А возможно ли научиться этому прекрасному искусству
обычному человеку? Ответы детей.
VII .Рефлексия.
Давайте еще вот о чем поговорим. Все мы здесь люди творческие и увлекающиеся искусством
в той или иной степени.
При работе над сегодняшним спектаклем, как мы использовали имеющиеся у нас знания?
Легко ли воплощались ваши знания?
А чему нам еще стоит научиться?
Кому сегодня показалось сложной поставленная задача? Ответы детей.
VII.Итог занятия. Оценка.
А теперь приглашаю всех показать свои работы.
Итог занятия: выставка работ учащихся.