Надежда Мызникова
Методика обучения финансовой грамотности в ДОО. Сценарий игры по финансовой грамотности «Азбука денег» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Публикация «Методика обучения финансовой грамотности в ДОО, Сценарий игры по финансовой грамотности „Азбука денег“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.
Сценарий образовательной игры по финансовой грамотности.
«Азбука денег» (старшая груп
па)[/b]
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель:
У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное
платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или
ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель:
Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети:
Ковёр-самолет.
Воспитатель:
А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети:
Для путешествия.
Воспитатель: 2
Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в
путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна
пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти
предметы.
Воспитатель:
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой
цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере
у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать
различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода,
шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не
получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно
меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки
похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
В копилку я их положила - подарок мамочке купила.
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное
дело».
Физминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять
(шагаем на месте)
Будем денежки считать.
(сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,
(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить
(отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока
(шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель:
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка
и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и
за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою
учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала
пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Дети:
Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель:
Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
Дети:
В банке, банкомате.
Воспитатель:
Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик
для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Воспитатель:
Для чего нужны деньги в семье?
Дети:
3
Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи,
оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться
в аптеку за лекарством.
Практическая работа «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала
зарабатываем – потом тратим».
Суть практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право
выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем
членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то
для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной
для семьи покупки.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети:
Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель:
Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И
сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении
денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «минибанке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на
что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они
испытывают по окончании образовательной деятельности.
Ну - ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Заключение
В число востребованных и актуальных компетенций, которые
необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят
коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное
и креативное мышление, научная, технологическая, математическая,
финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение
финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность
нашего времени.
Современный мир стремительно меняется, становится менее
прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений, накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному обучению и развитию, к необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века.
Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов
финансовой грамотности в ДОО. Знание этих проблем дает импульс
и направление, в котором следует действовать для их устранения:
развивать социальное партнерство ДОО с образовательными,
финансовыми организациями, государственными и некоммерческими
организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях
обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практикоориентированными занятиями.
• активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые
парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО
с учетом требований времени; интегрировать элементы основ финансовой
грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;
• обеспечить для педагогов соответствующее обучение (система
повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам
финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях;
организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов
посредством дистанционного образования, обучения и создания онлайнбиблиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;
• стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных
с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их
в рамках данного направления;
Таким образом, при формировании образовательных программ
и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование
и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители
– педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три
группы одновременно.
Литература по формированию основ финансовой грамотности
воспитанников ДОО
1. Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические
представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании
[Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф.
(г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36–
39. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения:
26.12.2018).
2. Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников:
мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников
как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. –
№ 1. – 2018. – С. 21–29.