Екатерина Сазонова
«Казак–рождается воином». Сценарий мероприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия : познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей символами Белгородского казачества, а также с традициями воспитания мальчиков казаков;
Публикация «„Казак–рождается воином“, Сценарий мероприятия» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к истории Белгородского края, приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;
Воспитательные: воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приё мы: наглядный, словесный, действенно-практический.
Приё мы организации детей в деятельности: практические, игровые, наглядные.
Оборудование и материалы: Презентация, проектор, компьютер, карандаши, раскраски с казаками, шаблон коня и тонированные в зеленый и голубой цвет, альбомные листы бумаги.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание наглядных материалов.
Продолжительность педагогического мероприятия : 25 минут.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Давайте его вместе прочитаем.
«Здоровенько дневале, казаченьки. Пишет Вам Атаман Всевеликого Войска Белгородского. Много лет прошло с появления казачества, стали забывать казаки о своих национальных символах, верных друзьях и том, как нужно воспитывать из мальчика – воина-казака. Прошу вас помогите нам».
Ну, так поможем атаману.
Давайте сначала вспомним, что такое символы. (ответы детей флаг, герб, гимн). Какие символы вы знаете. Российский флаг, герб, гимн.
Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает.
У вас на столах листы бумаги в левом углу контур флага казака, нам нужно наклеить полоски цветной бумаги в правильном порядке. Молодцы вы все справились.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам сыграть в одну игру. Она называется «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю»
Игра «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю».
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в казачьей хате?
Дети: казаки.
Воспитатель: Как называется предводитель казаков? Дети: Атаман
Воспитатель: Как называется казачья шапка? Дети: папаха
Воспитатель: Как называли девочек? Д. : Казачки
В. :Дом в котором жили казаки как назывался? Д. : курень.
В. : Чем занимались казаки? Д. : выращивали хлеб, служили Отечеству.
В. : Как называлось оружие казаков? Д. : Шашка.
Воспитатель. В казаках воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящих воинов. Становление из ребенка казачка воином начиналось с его рождения. Когда рождались дети, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Также нельзя обойти сторон обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, крестный отец сажал ребенка на коня, давал саблю и подрезал чуб (первый раз), подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином. Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной. Что умел делать ребенок в 14 лет? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.
Давайте ответим на несколько вопросов.
В. : В каком возрасте детей впервые сажали на коня? Д. : в один год, потом в 3 года.
В. : кто сажал на коня? Д. : крестный отец.
В. : Что приносили к изголовью мальчика? Д. : ружье и лук, саблю и пистолет и пулю.
В. : Что умел делать ребенок в 14 лет? Д. :? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой.
В. : В каком возрасте казак поступал на службу Отечеству? Д. : в 19 лет.
Воспитатель. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший (конь).
Воспитатель. Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.
У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казаку конь отец родной и товарищ боевой.
Казаку конь дороже себя.
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
А почему именно коня казак называл верным другом? Ответы детей. Конь не редко спасал жизнь казаку : выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всем казачьим станицам. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история?
С кем воевал есаул?
Кто был у него самым верным и надёжным товарищем?
Что случилось с конём в бою?
Как его спас есаул?
Что случилось с есаулом?
Как спас его верный и преданный друг?
Ребята давайте сейчас раскрасим верного друга казака. Перед детьми листы тонированной бумаги (голубым и зеленым цветом). Необходимо раскрасить контур коня цветными карандашами подходящими цветами (серый, черный, коричневый и т. д).
Воспитатель. Ну что дети как вы думаете, мы справились с заданием атамана? Вы все молодцы.