Надежда Анохина
Тема интегрированной образовательной деятельности: «История родного города Тюмени»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ
Детский сад № 1 города Тюмени 2014 год.
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Воспитатели: Драчёва И. В., Анохина Н. С.
Тема недели : Мой город, моя страна, моя планета.
Тема интегрированной образовательной деятельности : «История родного города»
Публикация «Тема интегрированной образовательной деятельности: „История родного города Тюмени“» размещена в разделах
- Мой родной город. Конспекты
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности).
Программные задачи:
• Расширять представление детей о родном городе, его историческом прошлом и настоящем, воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города. Закрепить название города, его значение, название главной улицы. Воспитывать чувство гордости за малую родину.
• Способствовать обогащению знаний и представлений о прошлом и настоящем родного города Тюмени, об историческом прошлом. Закрепить знания о достопримечательностях города Тюмени, о флаге, гербе Тюмени.
• Совершенствовать и обогащать речь детей, развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление. Активизация в речи детей новых слов: купец, торговая лавка, завалинка.
Оборудование:
Маршрутный лист улицы Садовая, иллюстрации с изображением города Тюмени, слайды с изображением города Тюмени, модульный конструктор, картинка - герб Тюмени, раздаточный материал карточки, сундучок.
Раздаточный материал: парные картинки (лапти – туфли, гусиное перо – ручка, телега – грузовик, свеча – лампочка и т. д.).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Тюмени, заучивание пальчиковой игры «Мы по улицам гуляем», составление рассказов по картинкам, Чтение рассказов о Тюмени, рассматривание герба Тюмени, рисование «Мой город», Экскурсия по улицам города Тюмени.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в музыкальный зал, посмотрите, сколько здесь листочков. Интересно, что они здесь делают?
Ой, а это что такое? Ребята давайте подойдём поближе? Может кто-нибудь знает, что это?
Дети: Что-то фантастическое, какая-то штуковина, может это машина, или ещё что-нибудь.
Воспитатель: Смотрите, у неё есть красная кнопка. Давайте я нажму на неё, посмотрим, что будет, а вы отойдите на безопасное расстояние.
Воспитатель нажимает кнопку (звучит музыкальное сопровождение, и звучит голос: «Я вас приветствую, я машина времени, со мной вы можете отправиться в путешествие».
Воспитатель: Ничего себе машина времени! Ребята, как вы думаете в какое путешествие можно отправиться на машине времени.
Дети: На машине времени можно отправиться в путешествие в прошлое или будущее.
Воспитатель: Если отправиться в прошлое, то можно узнать о жизни наших предков, что они носили, где жили, на чём передвигались. А если в будущее, то можно будет узнать, что будет дальше – это тоже интересно. Я очень люблю путешествовать, но не одна, а в дружной компании смелых, умных людей.
Дети: Мы согласны, мы тоже хотим.
Воспитатель: Я вижу, вы ребята смелые и ничего не боитесь.
Воспитатель: Только как включить эту машину времени? Так вот лежит инструкция к машине времени, не против, если я её прочитаю. ( Инструкция: чтобы отправиться путешествовать во временной путь, вам необходимо назвать адрес места отправления и показать его на карте).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете по какому адресу находится наш детский сад (г. Тюмень, улица Садовая 115а? Покажите его на маршрутном листе
Дети называют адрес детского сада и показывают его на карте.
Из машины времени издаё тся музыкальное сопровождение со словами: «Внимание, внимание, машина времени, готова к работе. Всем путешественникам необходимо взяться за руки и пройти через ворота времени. Начинаем обратный отчёт 10, 9, 8, 7 (совместно с детьми) временные ворота открыты, счастливого пути».
Воспитатель: Машина готова к путешествию, а вы? Тогда все, вместе взявшись за руки, пройдём через ворота времени.
Под музыкальное сопровождение дети и воспитатель, взявшись за руки, проходят через ворота.
Воспитатель:
Машина времени быстра,
Несёт нас в прошлое и будущее она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
Воспитатель: Ребята куда это мы попали?
Зал украшен фотографиями старого города.
Дети озвучивают свои версии.
Воспитатель: А как вы думаете, в какое временное пространство мы с вами попали, прошлое, настоящее или будущее?
Дети: Это прошлое.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Мы видим фотографии старых домов.
Воспитатель: Посмотрите на фотографии, может кто-то узнает, в каком мы городе очутились?
Дети: Это Тюмень.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети озвучивают свои версии.
Воспитатель и дети подходят к памятнику основания города Тюмени.
Воспитатель: Ребята, какое место было выбрано для основания города Тюмени?
Дети: Берег реки Туры и Тюменки.
Воспитатель: Город Тюмень начинал строится с крепости. Слово «город» обозначает крепость. Вокруг были возведены крепостные стены с башнями. А что означает слово Тюмень?
Дети озвучивают свои версии
Воспитатель читает стих
Что за край? Откройте атлас синий!
Вот лежит в короне нефтяной,
Чёрная жемчужина России,
Область со страну величиной.
Оттого в названии Тюмени
Процветает ярче с каждым днем
Древнее заветное значение
Ведь ТюМянь - «сокровище моё».
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию по старинным улицам Тюмени?
Дети: Продолжим!
Воспитатель и дети подходят к фотографии с изображением старого, деревянного, пешеходного моста.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что это за мост? А где он расположен? Для чего он нужен был.
Звучат ответы детей.
Воспитатель предлагает отправиться дальше, и все подходят к фотографии, где изображена первая школа в Тюмени.
Воспитатель: Ребята, а это самая первая школа № 1, которая была открыта в Тюмени.
Воспитатель: А кто знает, для чего дети ходили в школу.
Дети озвучивают свои версии.
Воспитатель: А ещё дети не только занимались, но и в свободное время от учёбы играли в лапту, «Чиж» и водили хороводы. Ребята, а вы слышите? Мне кажется, звучит какая-то мелодия? Кто знает?
Воспитатель: А давайте мы с вами тоже заведём хоровод.
Ну вот мы с вами и потанцевали. Давайте дальше отправляться.
Подходим к торговой лавке семьи Колокольникова.
Воспитатель: Дети, а кто хочет попробовать себя в роли продавца?
Дети совместно с взрослыми рассматривают старинные предметы, утварь, и выясняют их значение. (Прялка, старинный утюг, деньги, корзины, куклы)
Продавец лавки предлагает поиграть в игру «Найди пару». Дети, выбрав картинки, ищут подходящую пару, объясняют, почему они сделали такой выбор.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие?
Воспитатель и дети подходят к фотографии с изображением первой Сибирской Телеграфной Конторе.
Воспитатель: Ребята, кто узнал, что это за здание?
Звучат ответы детей.
Воспитатель: Это первая Сибирская Телеграфная Контора. Как вы думаете, как раньше люди доставляли письма?
Звучат ответы детей.
Воспитатель достаёт посылку.
Воспитатель: Ребята нам пришла посылка, но в пути всё перемешалось. Давайте попробуем собрать её, и посмотрим что получиться.
Дети собирают разрезанную картинку с изображением герба Тюмени.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что здесь изображено?
Звучат ответы детей.
Воспитатель: Это изображение герба города Тюмени. На нём изображён плывущий по серебряной реке золотой корабль (дощаник) с мачтой без парусов, рулем и флюгерами и с двумя косицами (одной – на мачте, другой – на носу судна) символизирует, что именно от Тюмени начинается плавание по рекам всей Сибири – «От сего града начинается».
Воспитатель: Ребята, мы с вами ходим и рассматриваем старинные здания, а может кто-то знает, на какой улице они были построены?
звучат ответы детей.
Воспитатель: Ребята, все эти здания располагались на центральной улице города Тюмени – Царской.
Воспитатель: Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад, потому что в прошлом нельзя долго оставаться. Давайте отправляться в обратный путь.
Под музыкальное сопровождение, дети, взявшись за руки, проходят через ворота времени и попадают в будущее.
Воспитатель: Вот это да! Мы не в своём времени! Какие-то обломки валяются? Да это же время роботов. А это их фотографии.
Входит робот (воспитатель в костюме робота).
Робот: - О, я не верю своим глазам. Это не компьютерная графика? Вы настоящие? В наше время компьютерных технологий я так рад пообщаться с настоящими разумными существами. Кто вы такие? Как вы сюда попали?
Дети: мы путешествовали в прошлом и отправлялись в своё время, но оказались здесь.
Робот: В каком веке вы живёте? И почему вы такие маленькие? Неужели у вас время лилипутов?
Дети: Мы дети, и живём в 21 веке в 2014 году.
Робот: А мы в 25 веке.
Воспитатель: Почему у вас всё разрушено? Что случилось?
Робот: Ничего необычного: недавно прошёл метеоритный дождь и всё разрушил (разбросаны скомканные листы бумаги).
Воспитатель: Мы можем вам помочь? Ребята давайте очистим планету от метеоритов.
Робот: Ещё будет здорово, если вы нарисуете мне дома, а я по вашим рисункам потом построю свой город.
Дети рисуют коллективную работу в технике граттаж. Рисуют дома, деревья и птиц.
Воспитатель: Вот наша работа и готова.
Робот: Ой, а это что такое? (показывает на птиц и деревья).
Дети: Растения, животные и птицы.
Робот: А вы знаете у нас давно нет лесов и животных, не поют птицы. Мы очень плохо относились к природе: вырубали леса, загрязняли водоёмы, уничтожали водоёмы. И наша природа вся погибла, и остались одни роботы. Так что друзья берегите свою природу.
Воспитатель: Ой как домой хочется!
Робот: Я бы очень хотел отправиться с вами, но не могу оставить свою планету без присмотра. Вот если бы вы мне построили ракету, я бы обязательно прилетел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята, поможем роботу?
Дети строят ракету по схеме.
Воспитатель: Вот мы и закончили. Робот, ты обязательно к нам прилетай в гости. Ребята давайте скажем роботу адрес нашего детского сада.
Дети: Город Тюмень, улица Садовая, дом 115/а.
Воспитатель: Отправляемся домой. Начинаем обратный отсчёт : 10, 9, 8, 7….Пуск.
Под музыкальное сопровождение дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Это наш родной садик. Сюда мы приходим утром и уходим вечером. Здесь мы играем, поем, танцуем, рисуем, лепим. Мы любим свой садик, он самый лучший.
Воспитатель: Ребята, мы побывали в таком интересном путешествии. Вы, конечно, захотите рассказать об этом своим родителям. Вспомним, что вы видели:
1. Ребята, в каком времени мы с вами путешествовали.
2. Кто был основателем Тюмени?
3. Откуда пошло название нашего города?
4. Понравилось ли вам путешествовать во времени?
5. Какое время вам больше нравиться настоящее, прошлое или будущее?
Воспитатель: Ребята, спасибо, что поддержали меня в этом путешествии, мне было совершенно не страшно. В благодарность хочу подарить вам фотографии.