Ольга Николаевна Гетманчук
Консультация «Национальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Российское государство испокон веков представляло собой страну полинациональную, с разными культурами, разными религиями и традициями. Говорить об этом нужно чаще, чем 12 июня и 4 ноября. А сказать, что на пути становления этого государства не было проблем, и мы все жили счастливо и дружно, — значит солгать детям. Но прошлое, к счастью, нас не определяет, а только дает примеры, которым можно или не нужно следовать. Тема толерантности и этнического разнообразия России уже давно входит в школьную программу. Другой вопрос — как она входит. Воспитание гражданственности (а вопрос многоэтничности находится именно в этом поле) не может превращаться в набор абстрактных ценностей, которые детям спускаются сверху. Толерантность не предполагает навязывания, она предполагает воспитание уважения. Уважение строится на понимании. Понимание — на конкретных исторических и культурных примерах. Но это все далекая теория. А реальность такова, что вы — родители, и ваш ребенок снова услышал в своей адрес нечто обидное и посвященное его национальности. Даже если ваш ребенок русский. Простите за параллель, но белый расизм — такая же острая тема, как и черный. Итак, у нас есть мы, система образования и наш расстроенный ребенок. Что будем делать? Совет «звонить в школу и устраивать тарарам» оставим на потом. Но, да, в этой статье такой совет тоже будет. Успокойте ребенка — его вины в произошедшем нет То, как ведут себя другие люди, не может быть полностью нам подконтрольно. Да, своим поведением мы можем провоцировать как положительную, так и отрицательную реакцию, но исход никогда не гарантирован. В этом сложность социальных взаимоотношений. Помочь понять, что ребенок не виноват, очень важно. Если этого не сделать или отмахнуться фразой «не слушай дураков», эти абстрактные «дураки» могут победить в эмоциональной схватке за спокойствие. Их родители, возможно, тоже не планируют обсуждать столь важные вопросы как национальность и расизм, думая, что этому научат в школе или «такое моему ребенку даже в голову не придет». Разговаривайте с ребенком! Есть такой стереотип: последнее, что интересует подростков, – это беседа с родителями. А вот и нет! Даже если ваш Гриша или ваша Зура не заводит разговоры на проблемные темы, сами найдите способы их обсудить. Используйте текущие повестки СМИ (но выбирайте аккуратно, дебаты, книги, персонажей из фильмов или сюжеты сериалов как стартовую точку. Спросите своего подростка, что он думает о проблемах. Объясните: национальность — повод для гордости за страну, регион, историю, язык, традиции, выдающихся деятелей Национальность — это часть нашей идентичности. Сложные эмоциональные реакции, спровоцированные травлей за внешность, имя или традиции, могут повлиять на то, как ребенок воспринимает себя самого. «Я не такой, я плохой», «Я неправильный, ненавижу себя», — такие слова могут быть следствием поврежденной личной идентификации. «Национальные ценности, общественные идеалы и нравственные принципы — это фундаментальные и общеразделяемые представления россиян, выстраданные и выверенные за века отечественной истории. Без них нельзя представить себе российский народ». Валерий Тишков, «Мы — Российский народ» Посмотрите вместе с ребенком национальные сказки, попросите бабушек и дедушек рассказать что-то о традициях, вместе приготовьте национальное блюдо, сходите на виртуальную или реальную выставку регионального художника. Интегрируйте ребенка в национальную культуру, показывая, как велико ее разнообразие. И обязательно избегайте ксенофобии по отношению к другим культурным кодам и традициям. Выстраивайте рассказ на выделении уникального, не противопоставляя субъективных «хороших» и «плохих». Расскажите ребенку, что его право — открыто говорить о гордости за свою национальность Попытка развести «внутреннюю гордость» с внешними проявлениями идентичности может приводить к кризисам и психологическим проблемам. Стесняться говорить о том, какой ты национальности, нельзя. Пусть школьник гордится, что он принадлежит к определенной культуре и при этом хорошо говорит, пишет и учится на языке другого народа. Если у ребенка проблемы с языком, помогите ему лучше изучить его. Это не предательство родной культуры, это включение в российский (а не русский) культурный код. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.» Конституция Российской Федерации Научите ребенка немедленно реагировать на любые нападки. Слово «нет» — жесткое определение границ. Школьник должен знать, что на оскорбление в свой адрес он должен четко сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь, что я.». В детстве нас учили не обращать внимания, подкрепляя этот совет тезисом «и тогда отстанут». Нет, не отстанут, и — да, надо защищать личные границы. Устраните потенциально вызывающее поведение Мы все понимаем, что наши дети самые лучшие и никогда не могут быть виноваты в конфликтной ситуации. Обязательно уверив в этом ребенка, успокоив его (вы не педагог, вы родитель, вам необходимо более глубоко вникнуть в конфликт и проанализировать, в какой момент все пошло не так. Вызывающее поведение может быть причиной расовых конфликтов в школьной среде. Другое дело: что именно считать вызывающим поведением. Для кого-то это хиджаб, для кого-то — особенное меню в столовой, для других — оскорбительные высказывания посреди урока. Давайте подойдем к этому с формальной точки зрения. Расовое преследование — это: физическая атака, угроза получить травму, злоупотребление имуществом; ругательства, обидные слова, призывающие к агрессии или высмеивающие людей определенной идентичности; провокационное поведение (преследование или игнорирование); оскорбления, угрозы — в устной или текстовой форме; отказ в участии в каком-либо общем мероприятии из-за национальности; демонстрация оскорбительной символики, расистских надписей или картинок; распространение книг, листовок, значков или нанесение граффити оскорбительного содержания; поощрение других к расизму; Сейчас ваша задача — рассказать ребенку об уважительном отношении к другим национальностям без предрассудков и просьб. Без «ну потерпи», «они не понимают» и «они все глупые». Запомните: защита не расценивается как нападение на обидчиков. Уважение и рациональное поведение — это базис, а не надстройка. Будьте примером Начните с себя. Обсуждать важность различий необходимо, но моделирование этого сообщения еще более важно. Оцените свой круг общения или убеждения, которые у вас есть в отношении определенных групп людей. Учтите, что не быть расистом, но быть, например, сексистом, — это уже проигрыш. Вы избрали путь уважения, следуйте ему во всех проявлениях идентичности. Родители — это первые учителя своих детей. А еще учителя на всю жизнь. Приняв на себя родительскую роль, вы должны осознать: теперь вы — модель справедливости. Если вы сначала говорите, что девочки и мальчики равны, а потом отказываетесь учить сына готовить, потому что «это занятие для девочек», какое истинное сообщение вы отправляете? Лицемерие. Займите позицию, сделайте что-нибудь, будучи свидетелем несправедливости. Бросайте вызов фанатизму, расизму, стереотипам. Нейтралитет перед лицом оскорблений и фанатизма оправдывает и фанатизм, и оскорбления. Развивайте общую уверенность ребенка в себе Иногда оскорбления на почве национальности накладываются на общую позицию жертвы, низкую самооценку и подавленное чувство собственного достоинства. Самый простой путь исправить ситуацию: позволить своему ребенку уважать себя за определенные навыки и таланты, развивать сильные стороны, гордиться успехами. Работайте со школой и сообществом Обращайтесь к классному руководителю сразу же, как случился инцидент. Не надо ждать ситуации, когда оскорбления будут систематическими, не нивелируйте проблему. Если ребенок вам о ней сказал (а дети, когда их обижают, чаще молчат, чем жалуются, значит, она есть и она серьезна. Попросите воспитателя, куратора, классного руководителя организовать в группе или в классе мероприятие по знакомству с культурой и традициями. Можете даже принять участие в его организации. Покажите ребенку, что вы являетесь частью школы — частью школьного сообщества, тогда у него пропадет страх перед далеким и оторванным от семьи зданием. Если учитель или воспитатель продолжает поощрять (или игнорирует) ситуацию, и решение проблемы ограничивается вашими личными действиями, не стесняйтесь идти выше — к директору. Нет результата — идите еще выше. Поощряйте активность. Будьте заинтересованным менеджером в этом вопросе, продвигайте в своем, взрослом, сообществе идеи, которые небезразличны подростку. Сын расстроен дискриминационным обращением со стороны региональной фирмы? Сделайте предложение написать вместе письмо с жалобой или запустите акцию бойкота в социальных сетях. Не замалчивайте проблему. Говорите!