наталья хомутова
Технология работы с детьми с общим недоразвитием речи «Рисование веревочкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология работы с детьми с общим недоразвитием речи
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов.
Публикация «Технология работы с детьми с общим недоразвитием речи „Рисование веревочкой“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование верёвочкой
- Рисование. Все материалы
- Темочки
К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.
Большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
Поэтому в работе с ними я использую нетрадиционный метод рисования с помощью веревочки Анжелики Витальевны Никитиной, в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в логопедической группе. Его применение направлено на развитие мелкой моторики, воображения, зрительно-моторной координации, формирование плавности, ритмичности и точности движений, закрепление навыков рисования, подготовку руки к письму.
В структуру занятия входит:
1. Знакомство детей с фрагментом сказки. Занятие начинается с напоминания того, что произошло с Веревочкой в прошлый раз, и зачитывается отрывок из сказки о новом приключении.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Перенос нужной картинки на белый картон. Детям младшего и среднего возраста лучше дать уже готовые рисунки с контуром. Детям подготовительного возраста дать лист копировальной бумаги, простой карандаш и образец рисунка, чтобы перевести его на картон.
4. Нанесение клея по контуру. Для этого лучше взять клей ПВА в тюбике с острым наконечником, чтобы ребенок мог самостоятельно нанести клей тонкой линией.
5. Приклеивание веревочки. Наложить веревочку (черного цвета) на полоску клея без натяжения, аккуратно накладывая все петельки и повороты, прижимая ее легкими движениями пальцев. Лишний кусочек веревочки отрезать.
6. Координация слова с движением. Чтобы переключить внимание детей, можно провести разминку – упражнения на координацию речи с движением. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность.
7. Раскрашивание рисунка. Ребенку предъявляется муляж, фотография или предметная картинка, а затем малыш раскрашивает получившийся рисунок красками, стараясь не выходить за края контура. Чтобы работа была завершенной, вокруг нужно сделать фон.
8. Разгадывание загадок.
9. Окончание занятия. Организовать коллективную выставку работ для просмотра и оценки ее детьми, похвалить их.
А вот и наша выставка работ.