Алена Щукина
Театрализованная деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных возможностей, через использование среды (природа, культура, социум). А задачи я решаю через образовательные области:
-Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности к двигательной активности;
-Развитие эмоциональной сферы детей;
-Приобщение к труду и развитие волевых качеств;
-Развитие познавательного интереса;
-Воспитание экологической культуры;
-Развитие игровой деятельности ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественно – эстетического вкуса;
-Развитие коммуникативных способностей;
Публикация «Театрализованная деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах
-Формирование навыков безопасного поведения на улице
-Приобщение к литературе, музыке, истории, культуре, природе родного края, страны;
-Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, пропаганда ЗОЖ в семье, расширение социокультурного пространства.
В основе концепции моей воспитательной системы лежат три ключевые позиции:
• Близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности : игра, природа, творчество, общение со взрослыми и сверстниками.
• Целостное развитие ребенка.
• Системность знаний.
Я убеждена, что в совместной деятельности с детьми должна быть радость и любовь. Любовь выражается в радости. Для детей радость заключена в игре, движении, творчестве, общении, труде, интересном и полезном деле.
Дарит ребенку радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия театрализованная деятельность, где проявляется принцип общения: учить играя. Не секрет, что через театральную игру расширяется кругозор, развиваются внимание, фантазия, память; происходит координация слуха и зрения; совершенствуется словарь, улучшается звукопроизношение, качественно вырастают навыки связной речи и ее выразительность. Также заметны улучшения в моторике и эмоциональной сфере, что указывает на коррекцию поведения в целом. Театрализация – отличный тренажёр нравственного поведения, который стимулирует творческую самостоятельность.
Исполнение ролей в этом малышовом возрасте несет в себе искреннюю радость и восторг, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо. Ребенок не должен долго оставаться на стадии зрителя. Его нужно привести от наблюдения к некой театральной игре, также требуется научить играть не индивидуально, а в группе, показать, что обыгрывать можно не просто потешки и песенки, а еще имитировать действия, которые передают эмоции героя.
На начальном тапе я развивала заинтересованность к театру. Делала это путем обыгрывания потешек, песенок, и сказок-шуток. После того вводила в роль маленьких актеров для обыгрывания зачина и концовки фразы, и ролевых высказываний. В дальнейшем происходит постепенное усложнение игровых ролей и заданий. Таким образом, можно преодолеть детскую робость, развить художественное воображение.
Наблюдая за детьми ясельной группы, я обратила внимание на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки с помощью театра игрушек, театра картинок, а потом с удовольствием все то, что видели, повторяли. Этим они, сами не подозревая, стимулируют речевую деятельность.
В занятия вводила персонажей, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре. Обязательно начинала любое занятие с пальчиковой гимнастики или с дыхательной гимнастики, все проводила в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятий помогало малышу сконцентрировать свое внимание, настроится на тему занятий. Большое место отводила формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого проводила такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Как разговаривает корова, теленок?» и др. Параллельно большую роль отводила развитию выразительных движений, пластики, мимики с помощью которых люди выражают свои эмоции, работая над выразительностью речи (реплики персонажей). При этом у детей совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь ребенка, т. к. ему надо ясно, четко, понятно изъясниться.
Игры-инсценировки проводила в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного мною, или свободного пересказа текста детьми. Дословный пересказ текста выполняла вместе с детьми, брала на себя роль ведущего, а детям поручала другие роли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и хорошо известные детям.
Предлагала детям произносить по ролям текст произведения, одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, маски-шапочки, вырезанные картинки. Работа с куклами позволяет выработать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам, ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Для развития творческой активности ребенка в группе созданы благоприятные условия. Имеется уголок деятельности. Что он из себя представляет? В театральном уголке, как правило, собраны разнообразные виды театров. Есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (куклы бумажных конусов, коробочек, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушка, лес, забор и др.); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку); театр на фланелеграфе. Также присутствует театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. Ну и, конечно, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.
Творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями воспитанников. Родители помогали изготавливать театры, покупали книги, помогали в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой мне удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.
Не смотря на то, что мы были еще маленькими, работа в системе дала нам возможность принять участие в проекте «Мир театра», где ребята показали себя успешно в представлении русской народной сказки «Репка»
В театрализованных играх дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача решается детьми легче и проще, быстрее, если ее обыгрывают. Поэтому театральная деятельность стала для меня помощником в воспитании и развитии детей.