Кучук Наталья
Театрализованная деятельность в младших группах
Театрализованная деятельность в младших группах
Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность.
Публикация «Театрализованная деятельность в младших группах» размещена в разделах
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
• познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
• формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
• способствовать развитию творческого потенциала детей;
• развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
• стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
• приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
• воспитывать уважение к этому виду искусства.
Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников
ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:
• драматизацией (участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);
• театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
• стендовым театром (работа на фанелеграфе и с теневым театром);
• настольным (бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
• верховым театром (знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
• театром живых кукол (активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
Атрибуты
Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в младших группах, обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:
• фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.);
• стенд для теневого театра;
• настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок);
• пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные);
• куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;
• маски (людей, животных);
• элементы костюмов героев сказок (кофта для Деда, платочек для бабки, сарафан для девочки, жёлтый мешок с зелёной отделкой для «Репки» и пр.);
• кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).
Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.