Нина Хохлова
Театрализованная деятельность как средство самовыражения ребёнка
▼ Скачать
Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить, строить свои отношения в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, жестов, т. е. умения держать себя в обществе.
Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль, но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
Публикация «Театрализованная деятельность как средство самовыражения ребёнка» размещена в разделах
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Для развития творческих способностей ребёнка в театрализованной деятельности педагог обязан :
- создавать условия для развития творческой активности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальное, по изодеятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром.
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-развивающей среды в ДОУ :
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация зон «приватности»;
- предоставление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещения и оборудования;
- возрастная адресованность оборудования и материалов.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, инсценировка потешек, песенок, мюзиклов, детской оперы, спектаклей ритмопластики;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса родителей способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Желательно привлекать родителей к участию в театрализованных вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, кукол и т. д. Союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.