Мамина Александра Васильевна
Театрализованная деятельность как способ социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современных концепциях воспитания существенное значение отводится развитию личности ребёнка, формированию у него инициативности, умения принимать самостоятельные решения в любой ситуации. При этом в реальной жизни значительное число детей стеснительны, эмоционально зажаты, имеют заниженную самооценку. Такие дети испытывают существенные сложности в дальнейшей жизни, в первую очередь в школе. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Им свойственно стремление избегать неудачи, поэтому они мало инициативны, выбирают заведомо простые задачи (заниженный уровень притязаний). Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от неё. Как помочь дошкольнику обрести уверенность в себе, адекватную самооценку, опыт «успешности», желание творить и познавать новое? Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Одним из наиболее эффективных способов решения этой проблемы можно считать театрализованную деятельность. Её положительное влияние на развитие ребёнка в целом и на его успешную социализацию в частности трудно переоценить. В процессе театрализованной деятельности у ребёнка складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, расширяется кругозор; развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. ; незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь и грамматический строй речи; через сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемым событиям развивается его эмоциональная сфера; совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. И всё это происходит с учё том основополагающего принципа дошкольного обучения: учить, играя! Кроме того, театрализованную деятельность можно рассматривать как один из необходимых компонентов подготовки детей к школьному обучению. По мнению Д. Б. Эльконина и Е. М. Бохорского «единым новообразованием», в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школе, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. В театрализованной деятельности подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеет для формирования предпосылок учебной деятельности особое значение : «Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определённой задаче. Незаменима театрализованная деятельность и при формировании детского коллектива. Совместное участие в постановке спектакля помогает сплотить детей, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою ответственность за общее дело, а потом разделить друг с другом радость общего успеха. Важно донести до детей, что нет незначительных ролей, каждый элемент театрального представления необходим, незаменим и от него зависит восприятие зрителями целого. Именно осознание собственной нужности, значимости позволяет ребёнку преодолеть свою застенчивость и сделать первый шаг к обретению уверенности в себе. А дети с природными лидерскими качествами, в свою очередь, открывают для себя ценность партнёрства и взаимовыручки. В целом в коллективе снижается агрессивность, дети легче решают конфликтные ситуации, учатся договариваться между собой. Малообщительные и замкнутые ребята приобретают дополнительный опыт общения, легче завязывают дружеские отношения со сверстниками. Театрализованная игра, по сути, является прототипом будущей серьезной деятельности — жизни и имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой. Условно театрализованную деятельность можно разделить на активную (ребёнок – актёр) и пассивную (ребёнок – зритель). Пассивная театрализованная деятельность предполагает не только просмотр детьми театральных постановок (профессиональных или силами педагогов, родителей, других детей, но и наблюдения за сюжетно-ролевыми играми сверстников, использованием педагогом элементов театрализации в образовательной деятельности и т. п. Активная театрализованная деятельность – это творческая деятельность, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: речи, жестов, мимики, пения и т. п. (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной, театральные этюды, ролевые диалоги по сюжетным картинкам, жизненным ситуациям, импровизации на различные темы, постановка спектаклей). Обе они являются неотъемлемой частью детской жизни, возникают у ребёнка естественным образом не зависимо от желания взрослых. Вопрос только в том, как использовать эту детскую деятельность максимально эффективно. Всё вышеизложенное позволяет сформулировать определённые принципы, руководствуясь которыми в организации театрализованной деятельности дошкольников можно добиться наилучших результатов в социализации детей : 1. Посильное участие всех детей Это вовсе не значит, что стеснительных и малоактивных детей нужно любой ценой заставить выйти на сцену. Такого ребёнка можно попросить о помощи (вынести необходимые исполнителю атрибуты, заменить заболевшего ребёнка во время репетиции и т. п., обратить его внимание на то, что именно благодаря его действиям удалось добиться успеха. 2. Взаимозаменяемость актёров Процесс подготовки к спектаклю нужно выстроить таким образом, чтобы отсутствие на репетиции или во время спектакля любого из маленьких актёров не стало неразрешимой проблемой. При этом готовить дублирующий состав, как во «взрослом театре» нежелательно, ведь невыход на сцену для ребёнка – это травмирующая ситуация, сводящая на нет все усилия педагога. Альтернатива - сделать так, чтобы дети знали практически все роли, могли подменять друг друга на репетициях и, если возникнет такая необходимость, сыграть две роли во время представления. Для этого ещё на этапе проигрывания этюдов к будущему спектаклю детей необходимо периодически менять ролями. Это не только поможет избежать сложностей в случае неожиданной болезни одного из них, но и усиливает положительный развивающий эффект от театрализованной деятельности в целом. Дети учатся быстро перестраиваться с одной роли на другую; развивается быстрота и гибкость мышления, внимание и память (ведь запоминать нужно не только то, что говорит и делает твой персонаж, но и действия всех остальных героев спектакля); дети с большим пониманием относятся к ошибкам друг друга, формируется «чувство локтя». 3. У каждой роли своя «изюминка» Роли в спектакле распределяются исходя из индивидуальных особенностей детей (подчёркивают сильные стороны и помогают развивать слабые). В процессе распределения ролей могут возникать споры, конфликты между детьми. Задача педагога в этот момент представить каждую роль неповторимой, важной и привлекательной для детей. Пусть одна из ролей хороша обилием текста, к другой прилагается весёлый танец или необычный костюм, третья имеет неповторимый характер, а четвёртая сопровождается спецэффектами. Главное, чтобы каждый исполнитель на сцене чувствовал значимость своей роли, получал удовольствие от участия в спектакле, и его появление на сцене вызывало восторг у зрителей. 4. Доступность репетиционных костюмов и атрибутов в самостоятельной деятельности детей Очень важно, чтобы в театральной деятельности инициатива постепенно переходила от педагога к детям. После репетиций дети с удовольствием продолжают играть в театр : заново разыгрывают отдельные сцены, меняясь ролями; берут на себя роль режиссера, декоратора, и т. п. ; придумывают продолжение сказки или меняют её окончание. Таким образом, театрализованная деятельность становится основой для общения детей, выстраивания их взаимоотношений, расширяет их коммуникативные возможности. 5. Чем раньше, тем лучше Особенностью нашего детского сада является наличие групп раннего возраста, таким образом, мы получаем возможность заниматься с детьми театрализованной деятельностью начиная с года. Дети раннего возраста ещё не овладели речью в достаточной мере, и основной задачей на данном этапе становится развитие подражательности. Театр в яслях начинается с того, что каждая мама приносит в группу шапочку-маску какого-нибудь животного (кошки, собаки, цыплёнка, лягушки и т. п., сделанную на основе детской панамки или тонкой (чтобы ребёнку не было жарко) трикотажной шапочки, к ней пришиваются матерчатые ушки, носик, глазки. Такую шапочку можно стирать, 117 она напоминает о маминой любви и заботе, вызывает положительные эмоции. Так ребёнок получает первую в своей жизни театральную роль, исполнение которой совершенствуется по мере его взросления. Первый спектакль для зрителей можно сыграть уже в младшей группе. Чтобы дети этого возраста могли вовремя выйти на сцену без помощи воспитателя, мы используем «музыкальные подсказки» - мелодии, сопровождающие появление каждого из персонажей, которые легко запоминаются детьми и помогают им ориентироваться в ходе спектакля. 6. Играем на бис Как правило, спектакли в детском саду ставятся для того, чтобы сыграть их для родителей. Но после нескольких недель подготовки детям бывает мало сыграть спектакль только один раз. Им хочется снова выйти на сцену и услышать в свой адрес овации и крики «браво». Поэтому мы обязательно играем спектакли повторно: для детей из других групп, для сотрудников или гостей сада; стараемся «вывозить» их на конкурсы и фестивали. 7. Тщательная проработка сценария В театральном представлении, особенно детском, нет незначительных деталей. Нужно продумать перемещения каждого персонажа, расположение декораций и атрибутов на сцене. Музыкальное сопровождение и освещение. Включение в спектакль музыкальных номеров (песен, танцев, движений под музыку) позволяет полнее раскрывать творческий потенциал детей, компенсировать нюансы речевого развития дошкольников (то, что мы не можем выразить словами, помогут выразить движения, делает его более ярким и привлекательным для детей. Кроме того, очень важно правильно выбрать литературное произведение, которое станет основой будущего спектакля. Оно должно соответствовать возрасту детей, быть доступным для понимания и содержать достаточное количество ролей (в идеале – столько, сколько детей в группе). Стихотворные тексты легче учатся и легче воспринимаются, поэтому целесообразно выбирать для постановки именно их. Притом, что наполняемость групп в детском саду от 118 30 человек и выше, задача выбора отнюдь не проста. В своей работе мы активно используем стихотворные тексты собственного сочинения, как созданные по мотивам сказок, изначально написанных в прозе, например, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, так и придуманные нами с использованием любимых детьми персонажей (Умка, Красная Шапочка и т. п.). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста удобно ставить спектакли по сказкам К. И. Чуковского, стихотворениям детских поэтов или «коллажам» из них. Особую сложность представляют собой «отрицательные» персонажи сказок. В младшем дошкольном возрасте предпочтительно, чтобы их не было вовсе или эту роль взял на себя взрослый. Для детей старшей и подготовительной группы иногда приходится придумывать альтернативное окончание сказки, где становятся понятны причины негативного поведения персонажа, и его судьба складывается счастливо. Например, Снежная Королева, страдавшая от одиночества, обретает верного друга – Северного Оленя