Беляева Дарья
Мастер-класс «Театр в чемоданчике»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Для своей исследовательской работы мы решили выбрать учебно-наглядное пособие «Театр в чемоданчике», которое развивает творческие способности детей. А также способствует развитию диалогической и монологической речи.
Публикация «Мастер-класс „Театр в чемоданчике“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2021
Нами было выбрана индийская народная сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» и литературные сказки П. Бажова «Серебряное копытце» и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Данные сказки входят в примерный список литературы для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) в примерный список литературы для чтения детям.
В начале работы, был подобран подходящий по размерам старого типа чемодан. Внутри его оклеили свежей тканью и прикрепили крепежи, для упора крышки чемодана.
Далее, была изготовлена рамка, нижний поддон и приклеены магнитные пластины к задней крышке чемодана. Таким образом наш чемодан стал многофункциональным и подходит для различных видов театра.
Для более эстетичного вида рамка была окрашена в чёрный цвет и был создан съёмный занавес. Также на поддон был приклеен линолеум. Выбор пал именно на этот материал, так как он легко моется, и на нём дети могут проявить больше творческих задумок, чем на просто покрашенном поддоне.
Идея театра в чемоданчике заключалась в его многофункциональности и возможности использования во всех образовательных областях, которая была взята у Финка Михаэля Антже.
В этом чемодане можно использовать такие виды театра, как:
- пальчиковый
- настольный
- конусный настольный
- Бибабо
- театр ложек
Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Настольный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Конусный настольный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Бибабо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Театр на палочках
Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Театр ложек
Театр на ложках развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребёнку выразить эмоции, способствует развитию речи.
Учебно-наглядное пособие уже в себе имеет набор кукол «Бибабо» для спектаклей по сказкам «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», «Как братья отцовский клад нашли» набор пальчикового театра по сказке «Волшебник Изумрудного города», набор магнитного театра «Серебряное копытце». Данные сказки входят в примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста и являются доступными для театрализации детьми 5-6 лет.
Данное пособие можно использовать в работе с детьми 4-7 лет, так как именно этот возраст является сенситивным для обучения составлению связных высказываний различных типов жанров. Воображение детей является безграничным, и задача педагога в этот период вдохновить ребёнка на творческую деятельность, поддержать в его начинаниях.
В набор перчаточных кукол входят: мышонок, серый кот, рыжий кот, собака, тигр и 4 человека.
В набор пальчикового театра входят : девочка Элли, Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Лев, Гудвин, летучая обезьяна, Стелла, Бастинда.
В набор магнитного театра входят : Кокованя, Дарёнка, Серебряное копытце, Мурка, дом, алмазы.
Выбор материалов и инструментов
При выборе материалов для изготовления пособия мы опирались на принцип безопасности и практичности.
При изготовлении пособия использовались различные виды ткани, фетр, также пеноплекс, краски, которые являются экологически чистыми, не содержат токсичных веществ и гипоаллергенны. Материалы приятны на ощупь, детям приятно ими играть, они не раздражают кожу.
Разработка технологического процесса
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
1. Организационно-подготовительный (исследовательский)
• Выбор типа дидактического пособия
• Эскизирование - это этап планирования, на котором идёт изготовление эскизов в графическом варианте.
• Моделирование - на данном этапе идёт подбор материалов и способов изготовления изделия.
• Конструирование - этап выстраивания всего технологического процесса.
2. Технологический - этап изготовления изделия.
3. Подведение результатов - на данном этапе соотносятся параметры задуманного и изготовленного.
При изготовлении дидактического пособия необходимо выполнить технологические операции.
Технологическая операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном месте. Над одним изделием.
Рассмотрим технологический процесс изготовления дидактического пособия «Театр в чемоданчике».
Таблица 1. - Технологическая карта изготовления дидактического пособия «Театр в чемоданчике».
Наименование операций Графическое изображение Материалы и инструменты
Организационно-подготовительный (исследовательский) :
1. Выбор наглядности
2. Эскизирование • Альбомные листы
• Простой карандаш
3. Моделирование.
Подбор материалов
4. Конструирование
Выстраивание технологического процесса. • Выкройка по шаблону.
• Конструирование задуманных игрушек.
Технологический этап
1. Создание голов. • Пластилин
• Туалетная бумага
• Клей
• Моделирующая паста
• Акриловые краски
• Картон
2. Создание перчаток – туловища
• Ткани различных видов
• Нитки
• Шаблоны
•
3. Склеивание деталей • Горячий клей
Подведение результатов
1. Итоговая работа
Для изготовления дидактического пособия «Театр в чемоданчике» нами были выбраны четыре сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», «Как братья отцовский клад нашли», «Волшебник Изумрудного города» и «Серебряное копытце» каждой сказке соответствует характерный набор кукольного театра.
Размеры чемодана : 50 см х 30 см х 15 см.
Пособие изготовлено в техниках аппликация, шитьё, папье-маше, а также использовалось рисование и обработка твёрдых материалов.
Чемодан легко переносится, не занимает много места и его использование возможно в любых условиях, в том числе и на улице, наборы кукол хранятся внутри чемодана и легкодоступны детям. Театр в чемоданчике привлекает внимание детей своей нестандартностью для дошкольных учреждений, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Материал для театральных постановок может меняться и пополняться.
Решаются следующие образовательные задачи: знакомство детей с литературными произведениями и произведениями народов мира, побуждение интереса к получению новых знаний расширение кругозора и познавательных интересов детей. Совершенствование мелкой моторики рук, развитие внимания и мышления, зрительной памяти и ориентировки в пространстве, развитие всех компонентов устной речи. Дети учатся составлять пересказы произведения, на основе показа спектакля, а также при самостоятельное постановке спектакля после прослушивания произведения.
Применяя творческий подход, чтобы сделать образовательную деятельность более увлекательной, интересной и познавательной, воспитатель может использовать «Театр в чемоданчике» как в средней, так и в старшей группах.
Сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»
Куклы вида «Бибабо» выполнены в различных техниках. Головы кукол вылеплены из скульптурно пластилина и сверху обклеивались бумагой в технике папье-маше. После высыхания головы раскрашивались в характерные для героев, цвета. Туловище выполнено из ткани с различной текстурой и разного цвета, характерного для героев.
Сказка «Как братья, отцовский клад нашли»
Куклы вида «Бибабо» выполнены в различных техниках. Головы выполнены из пеноплекса с помощью техники обработки твёрдых материалов, затем раскрашены. Туловища выполнены из тканей с различной текстурой и разного цвета.
Сказка «Волшебник Изумрудного города»
Пальчиковый театр выполнен из фетра в технике «аппликация и шитьё».
Сказка «Серебряное копытце»
Магнитные театр был напечатан на специализированной магнитной бумаге безвредными красками.