Наталья Наумова
Театр песни «Мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ТЕАТР ПЕСНИ «МОЗАИКА»
Старший дошкольный возраст
Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. Ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, окружающий мир. Именно поэтому в детском саду был создан театр песни «Мозаика».
Публикация «Театр песни „Мозаика“» размещена в разделах
Цель работы театра : развивать творческие проявления детей через исполнение песен, движения, пластику, мимику, жест.
Задачи в обучении:
- формирование певческих умений и навыков;
- выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции;
- содействие проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;
- развитие чувства метроритма, пластики движений, мимики, пантомимики.
Занятия в театре проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 5 -7 лет, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Перед тем как приступить к разучиванию песни, вместе с детьми слушаем произведение, знакомимся с текстом, образом, который раскрывается в произведении. Совместно с детьми придумываем маленькую историю, которую можно рассказать посредством исполнения песни. Следующий этап – это работа над движениями, пластикой, мизансценами, которые сопровождают пение. Пройдя этап знакомства с новой песней, ее интерпритацией, приступаем к реализации задуманного проекта песни.
Каждое занятие строится следующим образом:
1. Упражнения на развитие голоса;
2 .Дыхательные упражнения;
3. Разучивание мелодии;
4. Упражнения на развитие ритмичности, пластики движений.
Для развития голоса используются технологии В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» : «Жираф». «Бегемот».
Дыхательные упражнения «Собачке жарко», «Воздушный шарик», «Воротики», «Цветок».
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот» и научить его чувствовать движение стенки живота. Дыхание берется естественно, экономично.
«Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом. Часто подышать носом с высунутым языком.
«Воротики». Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики».
«Воздушный шарик». Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
При разучивании мелодии используются такие методы: пение мелодии на слог «ма» или гласную «я». При разучивании песни со словами внимание детей концентрируется на одновременный вдох, работе над фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, однородным формированием гласных, кантиленой, смысловыми кульминациями и агогикой.
Каждая песня – это маленькая история. Так, например, песня «Веселый Ваня» (муз. А. Варламова, сл. И. Титовой) исполняется детьми в народном стиле,
с использованием танцевальных движений народного характера. Песня «Дождливый денек» (муз. А Варламова, сл. М. Серовой) - рассказ о грустной осени. Текст этой песни сопровождается пластичными движениями, с помощью движений дети рассказывают о грустном дожде.
В песне «Зимнее утро» (муз. А Варламова, сл. И Титовой) вокальное соло исполняет один ребенок, остальные дети изображают зимний лес с его сказочными фигурами.
Для более образного, яркого выражения эмоционального содержания песни используется мимика, пантомимика.
Для того, чтобы дети владели этими приемами, в занятия включаются игры «Азбука настроений», «Угадай эмоцию».
Музыкально-театральный образ песни, благодаря совместному творчеству педагога и воспитанников, развивает у детей эмоциональную отзывчивость. Заинтересованное отношение детей к творческому процессу выражается в увлеченности музыкально-игровой деятельностью, степенью осознания творческого замысла, инициативностью и самостоятельностью творческого поиска. Результаты нашего совместного творчества мы представляем на праздниках, утренниках. В конце года для родителей показываем концертные номера, которые объединяем единой сюжетной линией.
Занятия театра песни проводятся в игровой форме.
Игровое занятие Путешествие в страну Домисолька».
Цель: показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере обычного хорового занятия.
Задачи в обучении:
-формирование певческих умений и навыков;
-выработка правильного дыхания, звукообразования, артикуляции, интонирования.
Задачи в развитии:
-развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку;
-развитие внимания, мышления, памяти;
-развитие слуха и голоса, чувство метроритма.
Ход занятия.
Перед началом занятия дети заходят в зал, становятся в круг. Педагог здоровается с детьми.
Педагог: сейчас мы с вами исполним наши любимые песни. Какую песню мы исполним?
(Ответы детей).
Звучит фонограмма, на которой звучат голоса «песенок», которые говорят о том, что их забрала к себе Королева Музыки. Но они очень скучают и хотят вернуться к детям, просят их выручить.
Педагог: Ребята, для того, чтобы нам вернуть наши любимые песенки, нам нужно показать Королеве музыки, что мы умеем с вами красиво петь, правильно дышать, ритмично двигаться. И тогда Королева музыки вернет нам наши песенки.
Педагог проводит с детьми музыкальную зарядку и дыхательную гимнастику, которые способствуют сосредоточению внимания детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии. Освобождают плечи, корпус, голову, способствуют формированию правильной осанки, снятию мышечной зажатости перед пением.
Двигательные упражнения.
«Пружинки».
По команде педагога: «Вверх» - подняться на носочки, «Вниз» - опуститься вниз. Таким образом отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
«Пиджачок».
Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимает пиджак, накинутый на плечи, а затем - вперед, как будто надевает.
«Рынок».
Наклонить корпус вниз, ноги держать прямым арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
«Березка».
Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать, руки расслабленно висят, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть» листочками (пальчиками рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот» и научить его чувствовать движения стенки живота.
«Хомячок».
Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Собачке жарко».
Часто подышать носом с высунутым языком.
«Воротики и паровозик».
Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрылись
«воротики».
Распевание.
«У кота воркота колыбелька хороша».
«Пожарные».
Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз.
Побежали вверх, побежали вниз.
1-я часть - спокойный вдох, пропевание гласных, перенос согласных, синхронное произношение согласных в конце фразы.
2-я часть - активный вдох, мелкая техника произношения, скорый темп.
Такие упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиваться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.
Разучивание новой песни.
Педагог: А теперь мы отправим наше звуковое письмо Королеве Музыки. (Дети говорят в микрофон свои просьбы вернуть любимые песенки).
Звучи фонограмма голоса Королевы Музыки.
Дети исполняют под фонограмму песню
«Осенний денек» муз. А. Варламова, сл. И. Титовой.
Педагог прощается с детьми.