Елена Шешукова
Танец для детей второй младшей группы «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
Публикация «Танец для детей второй младшей группы „Матрешки“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С. П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.
В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П. П. Ершова, басня "Квартет" И. А. Крылова и другие.
100-летний юбилей Н. В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.
В нашем детском саду маленькие девочки разучили танец под песню «У матрешек розовые щечки» и подарили его своим мамам в день 8 марта.
Танец «Матрешки»
Девочки стоят в двух линиях, ноги в VI позиции. На головах косыночки. Руками придерживать юбочку.
Вступление.
Исполнять «пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево.
1 куплет
1-4 – исполнить 4 наклона корпуса вправо-влево. Указательными пальцами прикасаться к щекам.
5-8 - исполнить наклон вперед. Взяться под подбородком за углы косынки.
1 - правую ногу выставить на каблук диагонально вправо. Обе руки вытянуть к ноге ладонями наверх (Показать на «сапожок»).
2 – встать в VI позицию. Руки закрыть на пояс.
3 - левую ногу выставить на каблук диагонально влево. Обе руки вытянуть к ноге ладонями наверх (Показать на «сапожок»).
4 - встать в VI позицию. Руки закрыть на пояс.
5-8 - исполнять повороты корпуса вправо-влево. Руками придерживать юбочку.
Припев
1 - поднять правую ногу вправо с сокращенным подъемом.
2 - закрыть в VI позицию.
3 - поднять левую ногу влево с сокращенным подъемом.
4 - закрыть в VI позицию.
5-8 – исполнить 4 «высоких» шага в повороте вправо.
1-8 – повторить первую часть припева.
2 куплет
1 – исполнить наклон корпуса вправо.
2 – выпрямиться.
3 - исполнить наклон корпуса влево.
4 - выпрямиться.
5-8 – повторить наклоны.
1 – правой ногой шаг с носка вперед.
2 – левую ногу подставить к правой ноге в VI позицию с приседанием.
3 - левой ногой шаг с носка вперед.
4 - правую ногу подставить к левой ноге в VI позицию с приседанием.
5-8 – корпус наклонить вперед и отбежать назад на полупальцах. Руки вытянуть вперед и ладонями помахивать зрителям.
Припев повторить.
Проигрыш
Исполнить бег по круг на полупальцах до своих мест. Руками придерживать юбочку.
3 куплет
1-3 - правую ногу выставить на каблук диагонально вправо. Руками изобразить игру на дудочке.
4 - встать в VI позицию. Руки закрыть на пояс.
5-7 - левую ногу выставить на каблук диагонально влево. Руками изобразить игру на дудочке.
8 - встать в VI позицию. Руки закрыть на пояс.
1-4 – вправо исполнить два боковых шага с приседанием.
5-8 - влево исполнить два боковых шага с приседанием.
Припев повторить.
Концовка
1 – правую ногу выставить на каблук диагонально вправо.
2 – закрыть ее в VI позицию.
3 - левую ногу выставить на каблук диагонально влево.
4 - закрыть ее в VI позицию.
5-8 – повторить.
Центральная девочка садится на поперечный шпагат, остальные, взявшись за углы косыночки, встают за ней в полукруг. В самом конце немного наклониться вперед.