Тамара Приходько
Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые цели:
Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; формировать умение распределять на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; учить пользоваться предметами-заменителями, моделировать ролевой диалог.
Воспитательно-образовательные и развивающие задачи:
Закрепить представления о том, где и как живут коренные жители тундры.
Развивать воображение детей, память, речь. Формировать интерес к совместным играм.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера.
Материал к игре:
Чум – шесты, ткань; кукла в национальной одежде; детские костюмы – ягушка, малица; взрослый костюм – малица; посуда; ветки, две корзинки для сбора ягод и грибов; бусины красного цвета; ткань зелёного цвета – болото; искусственные ёлки; грибы, две «удочки»; ткань синего цвета – река; рыбки-игрушки; два ведёрка; строительный материал – деревянные кирпичики, кубики; вёсла; игрушки олени; два обруча; ягель; шкуры животных; кисы.
Словарь:
Ненцы, ханты, ань-торова, лакомбой, чум «мя», малица, ягушка, кисы.
Предварительная работа:
Чтение детской художественной литературы о тундре, о жизни коренных народов Севера; рассматривание иллюстраций «Жители тундры», гербария «Растения нашего края» с последующим обсуждением; разучивание национальных подвижных игр; заучивание наизусть стихотворений о родном крае; изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли:
Дедушка, бабушка, папа, мама, внук, внучка, сын, дочь.
Ход игры:
Под музыку в национальном костюме входит воспитатель.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите на меня, на мне национальный костюм. Кто догадался, какой национальности принадлежит этот костюм?
Дети: -Это национальный костюм народов севера – ненцев, хантов.
Воспитатель:- Поприветствуйте меня по-ненецки.
Дети:-Ань-торова.
Воспитатель: -Я не случайно сегодня в национальном костюме, сегодня мы с вами отправимся в путешествие! А какое? Вы сейчас поймёте из стихотворения.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на севере живём!
Дети рассматривают карту, воспитатель обращает внимание на полуостров Ямал.
Воспитатель: - Мы отправимся в гости к северным народам – хантам, ненцам. А где же они живут?
Дети:- Ханты и ненцы живут в тундре.
Воспитатель:- Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит домом для хантов, ненцев?
Дети:- Они живут в чумах.
Воспитатель: - А как по-ненецки чум?
Дети: - «Мя».
Воспитатель: - Из чего состоит чум?
Дети: - Чум состоит из шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается шкурами оленей.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети:- Они часто переезжают с места на место, в поисках пищи для своих оленей. Чум легко, быстро разобрать и собрать.
Воспитатель: - Ребята, а кто живёт в чуме?
Дети: - Семья: папа, мама, дети, ещё могут жить бабушка и дедушка.
Воспитатель: - Женщины занимаются хозяйством, это как?
Дети: - Хозяйка варит еду, собирает чум, убирает в чуме, смотрит за детьми, занимается рукоделием, выделывает шкуры, шьёт одежду для всех членов семьи, собирает ягоды и грибы.
Воспитатель: - У хозяина тоже много работы, чем он занимается?
Дети:- Пасёт оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
Воспитатель: - Вот мы с вами вспомнили, где живут ненцы, и чем они занимаются. Пора в путь.
- Ой, а как мы отправимся в тундру?
Тундра – суровый край, даже осенью там уже очень холодно. Как же нам быть? Что делать (Варианты детей)
-Как уберечься от холода?
Дети:- Нужно одеться теплее.
Воспитатель: - А что носят жители тундры? Почему они не мёрзнут в самую морозную зиму?
Дети: - Одежда сшита из шкур оленей – очень теплая. Малицу носят мужчины, ягушку – женщины.
Воспитатель: - А в чём отличие?
Дети:- Малица – мужская одежда с капюшоном, ягушка – женская одежда без капюшона.
2. Распределение ролей.
В случае, если дети затрудняются в выборе ролей, воспитатель помогает.
Воспитатель: - Я знаю, что любимое блюдо ненцев – рыба. И я приготовила рыбу, с помощью которой мы распределим роли.
Дети вытягивают рыбу, распределяют роли: дед, бабушка, папа, мама, дети.
Ребята надевают национальную одежду, выходят на игровую площадку.
3. Примерные игровые действия.
• Сбор чума, обустройство;
• Выпас оленей;
• Охота на дичь, пушных зверей;
• Выделка шкур;
• Приготовление пищи;
• Постройка лодки, рыбалка;
• Засол рыбы, сушка;
• Сбор ягод, просушка;
• Сбор грибов;
• Национальные развлечения.
Женщины: дочки, бабушка; мама-работница чума (строят чум, готовят еду, собирают ягоды и грибы, выделывают шкуры).
Мужчины: сыновья, дед, папа-оленевод, охотник, рыбак (пасут оленей, строят лодку, ловят рыбу, собирают хворост, играют в национальные подвижные игры).