Светлана Слепнева
Сюжетно-ролевая игра дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Что же такое сюжетно – ролевая игра в детском саду?
Обратимся к определению:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра дошкольников» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Начинается сюжетно – ролевая игра в младшем возрасте, а её рассвет приходится на средний дошкольный возраст.
В этом возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра.
Например, простой кубик может представлять различные предметы. Каким? Телефон, микрофон, милицейский жезл… в зависимости от тематики игры.
Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей. Какие цели у воспитателя.
Это детей побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
-ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
-рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
-инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) а это способствует - устанавлению доверительных отношения с детьми;
-эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других
-креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей
включает в себя:
• осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
• наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
• поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
• отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений дошкольников;
• ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
• создание предметно-игровой среды.
Основной источник игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, и т. д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в момент деятельности, отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета
В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами - заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества
Предметно - игровая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Принцип гибкого зонирования даёт возможность детям свободно играть, не мешая друг другу.
Особое внимание уделяется формированию гендерной принадлежности это яркие атрибуты, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала (уголок ряженья, присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков) ,а так же уголок для мальчиков с разнообразным строительным материалом, и уголок для девочек где вы разместите куклы, коляски, посуду, сумочки и т. д.
Нужно постоянно преобразовывать игровую среду. Т. к. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры в соответствии с выбранной темой,; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми. Сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, светофор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений. в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Было бы замечательно, если бы у вас появилась ширмы, которые дали бы возможность детям использовать их в разных сюжетно – ролевых играх.
Например :корабль или подводная лодка, космический корабль, а так же как стиральная машина, театральная или железнодорожная касса, мой дом или моя комната.
8 слайд
Что бы сюжетно – ролевая игра зародилась нужно знакомить детей с профессиями взрослых, подбирать художественную литературу, проводить беседы из личного опыта детей, рассматривать атрибутами для игры, предлагать различные ситуации, где бы ребята могли проявить своё творчество в применении предметов – заместителей и это первый этап.
На втором этапе воспитатель участвует в совместных играх. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в игру робким, застенчивым детям, обращает внимание на личные качества, например внимательность врача, или заботу мамы, это вызывает у детей желание принимать роль.
На следующем этапе сюжетно – ролевая игра приобретает высшее развитие: дети самостоятельно договариваются о сюжете, готовят атрибуты и предметы- заместили, распределяют роли. И одна сюжетно - ролевая игра даёт толчок к развитию следующему сюжету.
Вследствие этого можно сделать вывод:
Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Она воспитывает доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.