Ольга Туйшева
Конспект занятия в подготовительной группе «Сюрпризы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная
Тема: «Сюрпризы осени»
Цель: Обобщение и систематизация знаний об осенних изменениях в природе.
Задачи:
обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений (деревьев и грибов,животных и птиц и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
развивать интерес к объектам природы;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Сюрпризы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
развивать речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
развивать общую моторику и координацию движений;
прививать любовь к художественной литературе;
развивать умение вырабатывать непрерывную воздушную струю
обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
расширять лексический запас детей, обогащая его прилагательными, глаголами,совершенствовать навык составления короткого рассказа на заданную тему;
активизировать словарь по данной теме.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная,
продуктивная, коммуникативная.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, вырезанные листья с различных деревьев, мольберты с картинками деревьев, картинки грибов, мяч, разрезные картинки птиц, корзина с листьями и письмом, маленькая корзинка со сладкими грибочками.
Ход НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
I.Вводная часть
Детей встречает педагог.
(Слайд 1-улыбающееся солнышко)
Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом перед интерактивной доской.
-Ребята у нас с вами сегодня гости, давайте их поприветствуем и пожелаем всем доброго утра.
-Тем более посмотрите, какое весёлое солнышко нам улыбается.
Психогимнастика.
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Сегодня мы отправимся в путешествие
Давайте закроем глаза и обернёмся вокруг себя.
(слайд 2- осенний лес)
-Посмотрите? куда мы с вами попали?
-В какой лес?
-Посмотрите, на полянке стоят пенёчки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них и послушаем звуки леса (звучит музыка леса)
Дети повторяют за педагогом, улыбаются друг другу и гостям
В лес
Осенний
II. Основная часть
-Сегодня мы постараемся вспомнить об осени всё самое важное, красивое и интересное.
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какая осень бывает?
-Назовите признаки осени?
-Много поэтов посвятили стихи этому времени года.
Давайте послушаем некоторые из них.
Е. Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
А. С. Пушкин «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ранняя, золотая, поздняя
Ответы детей:
ночь стала длиннее, солнце светит реже, низкие тучи повисли над землёй, часто моросит мелкий дождик иногда идёт мокрый снег, по утрам можно наблюдать туман и первые осенние заморозки, засохла трава,опадают листья, отцвели последние осенние цветы
Дети читают стихи.
Упражнение «Ветер»
-Осенью дует сильный ветер. Давайте вспомним, как дует ветер и изобразим его.
Сделать вдох, вытянуть губы дудочкой,на выдохе длительно подуть перед собой, подражая ветру: сначала тихо, на следующем вдохе сильнее.
-Ветер дул так сильно, что все листочки с деревьев облетели.
-Как называется явление, когда опадают листья?
Дети выполняют упражнение
Листопад
Игра «Листопад»
У каждого ребёнка по одному листочку. Звучит музыка, дети под музыку плавно кружатся. Когда музыка остановится, дети подбегают к своему дереву,с которого его листок.
-Что это за дерево?
- Значит, какие у вас листочки?
-Здесь на лесной полянке ещё остались листочки, посмотрите, а это какие?
-Посмотрите, что у нас здесь под пенёчком (слайд 3)
Дети кружатся под музыку,
подбегают к «своему» дереву
Берёза
Берёзовые
Осиновые, рябиновые, каштановые
Гриб
Закрепление знаний о грибах
Загадки
В глухом бору стоять привык
На толстой,крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
-Кто отгадает загадку,тому надо найти этот гриб на картинке.
Этот гриб так хорош
На опавший лист похож
В красной шляпке словно гном
Под берёзой выбрал дом.
Грибочки рассыпались
Рыжею стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
Они букетом стоят на пеньке,
Найдётся им место в твоём кузовке.
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый,как петрушка
Ядовитый….
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
Я не привыкла нравиться
Кто съест меня отравиться.
-Все ли грибы мы можем положить к себе в корзинку?
-Только люди собирают в лесу грибы? (животные)
(Белый гриб)
Ребёнок находит этот гриб на картинке
(Подберёзовик)
(Лисички)
(Опята)
(Мухомор)
(Подосиновик)
(Поганка)
Закрепление знаний о подготовке животных к зиме
Давайте расскажем нашим гостям, как дикие животные готовятся к зиме.
(слайд4,5,6)
-Зайцы имеют очень сильные ноги, как вы думаете, для чего? Чтобы быстро бегать и прыгать.
А какая игрушка очень хорошо прыгает? (мяч)
Дети рассказывают о животных (медведь, заяц, белка)
Чтобы быстро бегать и прыгать.
Игра в мяч «Подбери действие»
Листья осенью (что делают)-
Дождь осенью –
День осенью –
Солнце осенью –
Урожай осенью –
Деревья осенью –
Животные осенью –
Трава осенью –
Белка осенью –
Медведь –
Заяц –
Ветер осенью –
Люди осенью –
Птицы осенью –
(Слайд 7)
желтеют, опадают
моросит, идёт, льёт
становится короче
мало греет
убирают
роняют листву
готовятся к зиме
засыхает
делает запасы
готовится ко сну
меняет шубку, линяет
сильно дует
собирают урожай
улетают в тёплые края
Закрепление знаний о перелётных птицах
-Какие птицы улетают в тёплые края?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
Игра "Собери картинку»
-Давайте разделимся на три команды и соберём картинки с изображением птицы из частей.
-Какая перелётная птица у вас получилась? Что вы о ней знаете?
-Молодцы, пойдёмте на свои пенёчки.
Перелётные
Ответы детей
Дети делятся на две команды и собирают картинку
Дети садятся на стулья-пенёчки.
III. Заключительная часть
Ну, пора нам возвращаться домой, давайте закроем глаза и обернёмся вокруг себя.
(Слайд 8 – детский сад)
Стук в дверь. Вбегает заяц:
«Я так бежал к вам, так бежал,
Еле-еле вас догнал.
Тяжела была дорога,
Дождик промочил мне ноги.
И письмо вам написала.
Вот корзинку вы возьмите,
А меня уж отпустите.
Ждут меня в лесу дела,
До свиданья, детвора!»
В корзинке среди листьев педагог находит письмо.
-Посмотрите, в письме не хватает некоторых слов, наверное их смыло дождём, о котором говорил заяц. Придётся нам самим догадаться, о чём там было написано.
Педагог читает текст, дети добавляют подходящие слова, которые записываются в текст.
Рассказ «Осень»-чтение педагогом
На смену лету пришла. (золотая осень).
Солнышко (все реже и реже выглядывает из—за туч). Деревья. (надели разноцветный наряд, а затем. (опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром). Дождик. (моросит и заставляет прятаться по домам). Птицы (собираются в стаи и улетают в теплые края). Звери (делают запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение получившегося рассказа педагогом.
-Ой, посмотрите, в корзинке ещё что-то есть…
Педагог достаёт корзиночку с грибочками-дары осени. Раздаёт детям.
Итог.
-Где сегодня побывали?
-О каком времени года говорили?
-Что больше всего понравилось в нашем путешествии?
Дети добавляют слова
Ответы на вопросы