Аэлита Колодина
Студия для педагогов «Гармония». Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга
«Я в светлом луче»
Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.
Материалы: музыкальное сопровождение,«звезды» из цветной бумаги, коробок спичек, цветные карандаши, бумага для рисования.
Разогрев. Настрой на работу.
1. Приветствие.
Упражнение "Моё имя расскажет обо мне"
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Каждый участник выписывает своё имя в столбик и даёт характеристику на каждую букву в имени прилагательном.
Обсуждение: требуется, если упражнение на начальном этапе вызвало затруднения. («Почему вы не смогли дать ту характеристику буквы, которую захотели изначально, и озвучить её, что помешало? и т. п).
2. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего:
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.
Основная часть
3. Упражнение «Блокнот успехов».
Звучит тихая мелодия.
Цель: внедрение механизма повышения самооценки с помощью воссоздания ресурсных состояний.
Участникам необходимо сесть удобно, расслабиться. Нужно вспомнить всё хорошее, что произошло с каждым за прошедшую неделю.
Далее педагоги работают индивидуально, они записывают на лист все свои успехи за последнюю неделю. (В зависимости от количества участников можно вспомнить 3- 5 успехов, ни больше).Затем участники в кругу «хвастаются» своими успехами.
Домашнее задание: заведите Блокнот Успехов, куда каждую неделю или день (кому как удобно) вы будете записывать свои даже самые маленькие успехи. Раз в неделю перечитывайте свои записи.
Обсуждение: требуется. Можно спросить легко ли вспомнились успехи и удачи, что вызвало затруднения.
4. Упражнение «Ловец блага».
(звучит тихая инструментальная музыка)
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу. Вышли из дома и погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы спешите на работу. Автобус уходит у вас, как говорится «из под носа». Следующий автобус не скоро.
3. Последние полгода вы планировали уехать куда-нибудь в отпуск, откладывали деньги. Но за 4 недели до отпуска вы узнаёте, что не получается по определённым обстоятельствам уехать отдыхать.
4. Вас не поздравил с праздником близкий друг.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
В зависимости от количества участников можно педагогов поделить на микрогруппы. И дать каждой команде по одной негативной ситуации. А потом определить какая команда нашла больше положительных моментов.
5. Приемы борьбы со стрессом.
Беседа о методах борьбы со стрессом. Понятие, что такое стресс. Причины возникновения.
Предлагаются следующие естественные способы регуляции, которые можно использовать прямо на работе:
- смех, улыбка, юмор,
– детальное наблюдение фотографий и за пейзажем за окном,
– “купание” в солнечных лучах,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации. И сейчас мы на них остановимся.
6. Знакомство с кинезиологией – наука, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях.
Основа наших знаний о мире - это информация, которую мы получаем посредством органов восприятия: через глаза, уши, язык, нос, кожу и мышцы. Наше тело собирает все ощущения, благодаря которым мы познаем мир.
Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, долговременная память, а следовательно, и процесс обучения движимы эмоциями. Они направляют внимание, которое, в свою очередь, управляет процессом обучения. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций. Мы постоянно сталкиваемся с различными стрессовыми факторами, которые нарушают этот баланс. Когда мы подвергаемся стрессу, интеграция мозга и тела теряется, что проявляется как внутренний разлад. В условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств (зрение, слух и др.). В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Было бы ошибочным не учитывать, что неправильное поведение во время стресса может стать причиной серьезных эмоциональных расстройств и проблем со здоровьем.
Что же происходит с человеком, когда он попадает в стрессовую ситуацию? Вначале он мысленно оценивает ее как неблагоприятную или угрожающую, затем подключаются его эмоции - тревога, страх, злость, паника. Высвобождается адреналин, и система «интеллект - тело» отвечает серией реакций, направленных на выживание. Это инстинктивные реакции, которые достались нам в наследство от животных, - мы либо замираем, либо нападаем, либо убегаем. Химические вещества, выделенные и не израсходованные организмом для отражения опасности, накапливаются в определенных зонах тела, в мышцах. В результате образовавшиеся зажимы затрудняют прохождение сигналов от мозга к важным органам тела и обратно. Помимо этого, при длительном стрессе вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к восприятию информации и запоминанию. Даже при выполнении простых заданий происходит быстрое утомление. Ни о какой нормальной работе не может быть и речи.
Для восстановления баланса в системе «мозг - тело» и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма эффективное средство – методы кинезиологии. На основе прикладной кинезиологии - метода диагностики и немедикаментозной коррекции организма - получила свое развитие «Образовательная кинезиологии». Далее представлены некоторые упражнения из «Гимнастики мозга», которые, пробуждая систему «интеллект - тело», помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.
упражнения «Гимнастика мозга»
1) Упражнения для снятия мышечных зажимов в плечевом поясе, шейном отделе. («Винт», «Похлёстывания», расслабление с наклоном вперёд)
2) Восстановление баланса «мозг-тело». Упражнение «Помпа», «Ленивые восьмёрки».
3) Упражнение «Энергетический центр на моей ладони».
7. Упражнение «Река жизни».
Звучит тихая инструментальная музыка.
Цель: для снятия стресса и для воссозданий ресурсных состояний человека.
1) Нарисуйте реку, украсьте её берег (камни, кустарники, деревья и т. д.)
2) Передайте свой рисунок вперёд через одного участника. Посмотрите, чего не хватает на этом рисунке. Дорисуйте.
3) Передайте человеку, находящемуся перед вами. Тоже дорисуйте чего по-вашему мнению не хватает на рисунке.
4) Снова передайте человеку впереди сидящему. Теперь нужно рисунок испортить. Что-то одно.
5) Найдите и верните себе свой рисунок. Посмотрите и исправьте то, что испортили.
6) Теперь посмотрите на рисунок. Изначально вы рисовали и украшали свою жизнь. Окружающие вмешались в вашу жизнь. Но вы же исправили свой рисунок, подкорректировали.
То, что вы сделали на бумаге, в рисунке, так вы и сможете в своей жизни внести коррективы и справиться с возникшей ситуацией.
Обсуждение: требуется, если возникнут вопросы у участников.
Заключительная часть.
8. Упражнение «Носок – пятка».
Это упражнение даёт возможность участникам снова почувствовать себя одной командой, единым целым. Хорошо его использовать уже в конце тренинга, чтобы снять напряжение и закончить занятие на позитивной волне.
Участники становятся в круг друг за другом очень плотно так, чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. После этого все медленно начинают приседать – таким образом, что каждый участник оказывается сидящим на коленях у предыдущего. После того как все успешно сели, можно попробовать так немного продержаться.
Обсуждение: не требуется. Но для сплочения коллектива можно подчеркнуть, что возможность группы больше, чем сумма возможностей каждого из её членов, что, когда мы вместе, у нас появляются дополнительные возможности, которых не было ни у кого раньше.
В этом упражнении необходимо, чтобы количество участников было от 10 и более.
9. Упражнение-размышление.
Звучит тихая инструментальная мелодия.
Послушайте притчу.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям? ”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась… .
- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
Обсуждение: не требуется.
10. Упражнение «Пока горит спичка»
Цель этого упражнения закончить занятие в активной динамической манере. Также упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на занятии.
Педагоги вместе с психологом стоят в кругу. Психолог зажигает спичку и передаёт соседу справа. Тому нужно за то время, что горит спичка, вспомнить и сформулировать одну из ключевых идей занятия. После того как это будет сделано, этот участник зажигает новую спичку и передаёт своему следующему соседу справа. Тот в свою очередь, пока горит спичка, тоже говорит ключевую идею тренинга и т. д.