Аэлита Колодина
Студия для педагогов «Гармония». Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга
«Я в светлом луче»
Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.
Материалы: музыкальное сопровождение,«звезды» из цветной бумаги, коробок спичек, цветные карандаши, бумага для рисования.
Разогрев. Настрой на работу.
1. Приветствие.
Упражнение "Моё имя расскажет обо мне"
Публикация «Студия для педагогов „Гармония“, Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Каждый участник выписывает своё имя в столбик и даёт характеристику на каждую букву в имени прилагательном.
Обсуждение: требуется, если упражнение на начальном этапе вызвало затруднения. («Почему вы не смогли дать ту характеристику буквы, которую захотели изначально, и озвучить её, что помешало? и т. п).
2. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего:
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.
Основная часть
3. Упражнение «Блокнот успехов».
Звучит тихая мелодия.
Цель: внедрение механизма повышения самооценки с помощью воссоздания ресурсных состояний.
Участникам необходимо сесть удобно, расслабиться. Нужно вспомнить всё хорошее, что произошло с каждым за прошедшую неделю.
Далее педагоги работают индивидуально, они записывают на лист все свои успехи за последнюю неделю. (В зависимости от количества участников можно вспомнить 3- 5 успехов, ни больше).Затем участники в кругу «хвастаются» своими успехами.
Домашнее задание: заведите Блокнот Успехов, куда каждую неделю или день (кому как удобно) вы будете записывать свои даже самые маленькие успехи. Раз в неделю перечитывайте свои записи.
Обсуждение: требуется. Можно спросить легко ли вспомнились успехи и удачи, что вызвало затруднения.
4. Упражнение «Ловец блага».
(звучит тихая инструментальная музыка)
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу. Вышли из дома и погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы спешите на работу. Автобус уходит у вас, как говорится «из под носа». Следующий автобус не скоро.
3. Последние полгода вы планировали уехать куда-нибудь в отпуск, откладывали деньги. Но за 4 недели до отпуска вы узнаёте, что не получается по определённым обстоятельствам уехать отдыхать.
4. Вас не поздравил с праздником близкий друг.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
В зависимости от количества участников можно педагогов поделить на микрогруппы. И дать каждой команде по одной негативной ситуации. А потом определить какая команда нашла больше положительных моментов.
5. Приемы борьбы со стрессом.
Беседа о методах борьбы со стрессом. Понятие, что такое стресс. Причины возникновения.
Предлагаются следующие естественные способы регуляции, которые можно использовать прямо на работе:
- смех, улыбка, юмор,
– детальное наблюдение фотографий и за пейзажем за окном,
– “купание” в солнечных лучах,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации. И сейчас мы на них остановимся.
6. Знакомство с кинезиологией – наука, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях.
Основа наших знаний о мире - это информация, которую мы получаем посредством органов восприятия: через глаза, уши, язык, нос, кожу и мышцы. Наше тело собирает все ощущения, благодаря которым мы познаем мир.
Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, долговременная память, а следовательно, и процесс обучения движимы эмоциями. Они направляют внимание, которое, в свою очередь, управляет процессом обучения. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций. Мы постоянно сталкиваемся с различными стрессовыми факторами, которые нарушают этот баланс. Когда мы подвергаемся стрессу, интеграция мозга и тела теряется, что проявляется как внутренний разлад. В условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств (зрение, слух и др.). В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Было бы ошибочным не учитывать, что неправильное поведение во время стресса может стать причиной серьезных эмоциональных расстройств и проблем со здоровьем.
Что же происходит с человеком, когда он попадает в стрессовую ситуацию? Вначале он мысленно оценивает ее как неблагоприятную или угрожающую, затем подключаются его эмоции - тревога, страх, злость, паника. Высвобождается адреналин, и система «интеллект - тело» отвечает серией реакций, направленных на выживание. Это инстинктивные реакции, которые достались нам в наследство от животных, - мы либо замираем, либо нападаем, либо убегаем. Химические вещества, выделенные и не израсходованные организмом для отражения опасности, накапливаются в определенных зонах тела, в мышцах. В результате образовавшиеся зажимы затрудняют прохождение сигналов от мозга к важным органам тела и обратно. Помимо этого, при длительном стрессе вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к восприятию информации и запоминанию. Даже при выполнении простых заданий происходит быстрое утомление. Ни о какой нормальной работе не может быть и речи.
Для восстановления баланса в системе «мозг - тело» и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма эффективное средство – методы кинезиологии. На основе прикладной кинезиологии - метода диагностики и немедикаментозной коррекции организма - получила свое развитие «Образовательная кинезиологии». Далее представлены некоторые упражнения из «Гимнастики мозга», которые, пробуждая систему «интеллект - тело», помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.
упражнения «Гимнастика мозга»
1) Упражнения для снятия мышечных зажимов в плечевом поясе, шейном отделе. («Винт», «Похлёстывания», расслабление с наклоном вперёд)
2) Восстановление баланса «мозг-тело». Упражнение «Помпа», «Ленивые восьмёрки».
3) Упражнение «Энергетический центр на моей ладони».
7. Упражнение «Река жизни».
Звучит тихая инструментальная музыка.
Цель: для снятия стресса и для воссозданий ресурсных состояний человека.
1) Нарисуйте реку, украсьте её берег (камни, кустарники, деревья и т. д.)
2) Передайте свой рисунок вперёд через одного участника. Посмотрите, чего не хватает на этом рисунке. Дорисуйте.
3) Передайте человеку, находящемуся перед вами. Тоже дорисуйте чего по-вашему мнению не хватает на рисунке.
4) Снова передайте человеку впереди сидящему. Теперь нужно рисунок испортить. Что-то одно.
5) Найдите и верните себе свой рисунок. Посмотрите и исправьте то, что испортили.
6) Теперь посмотрите на рисунок. Изначально вы рисовали и украшали свою жизнь. Окружающие вмешались в вашу жизнь. Но вы же исправили свой рисунок, подкорректировали.
То, что вы сделали на бумаге, в рисунке, так вы и сможете в своей жизни внести коррективы и справиться с возникшей ситуацией.
Обсуждение: требуется, если возникнут вопросы у участников.
Заключительная часть.
8. Упражнение «Носок – пятка».
Это упражнение даёт возможность участникам снова почувствовать себя одной командой, единым целым. Хорошо его использовать уже в конце тренинга, чтобы снять напряжение и закончить занятие на позитивной волне.
Участники становятся в круг друг за другом очень плотно так, чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. После этого все медленно начинают приседать – таким образом, что каждый участник оказывается сидящим на коленях у предыдущего. После того как все успешно сели, можно попробовать так немного продержаться.
Обсуждение: не требуется. Но для сплочения коллектива можно подчеркнуть, что возможность группы больше, чем сумма возможностей каждого из её членов, что, когда мы вместе, у нас появляются дополнительные возможности, которых не было ни у кого раньше.
В этом упражнении необходимо, чтобы количество участников было от 10 и более.
9. Упражнение-размышление.
Звучит тихая инструментальная мелодия.
Послушайте притчу.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям? ”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась… .
- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
Обсуждение: не требуется.
10. Упражнение «Пока горит спичка»
Цель этого упражнения закончить занятие в активной динамической манере. Также упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на занятии.
Педагоги вместе с психологом стоят в кругу. Психолог зажигает спичку и передаёт соседу справа. Тому нужно за то время, что горит спичка, вспомнить и сформулировать одну из ключевых идей занятия. После того как это будет сделано, этот участник зажигает новую спичку и передаёт своему следующему соседу справа. Тот в свою очередь, пока горит спичка, тоже говорит ключевую идею тренинга и т. д.