Федорова Олеся
Степаэробика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«СТЕП-АЭРОБИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Автор: Федорова Олеся Георгиевна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ д/с «Радуга» г. Мариинский Посад
Одной из целью дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Для реализации этой цели в детском саду «Радуга» организованы дополнительные занятия по физическому развитию дошкольников с использованием степ-платформ – степ- аэробика.
Публикация «Степаэробика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Была изучена методическая литература и разработана программа кружка по степ – аэробике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
Традиционные формы физической культуры в детском саду (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.
Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step». Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Занятия по степ – аэробике проводятся с использованием следующих принципов:
1 принцип сознательности и активности занимающихся - сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность, активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.
2 принцип наглядности - предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
3 принцип систематичности - физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.
4 принцип доступности и индивидуализации - обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба, вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ-аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 уд. /мин.
Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение.
Так, в детском саду «Радуга» начиная со среднего возраста, дети изучают терминологию, знакомятся со степ-платформой и учатся выполнять простейшие движения на платформе под музыку и показ инструктора. Далее движения постепенно усложняются и к старшему дошкольному возрасту воспитанники владеют терминами и могут выполнять движения не только по показу инструктора, но и по названию упражнения.
К достижению школьного возраста, дети не только владеют набором движения,но способны самостоятельно поставить номер используя ритмичную музыку.
Исходя из опыта работы, можно отметить,что систематическое использование степ – аэробики в работе с детьми повышает интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Кроме того, у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Результатом работы, можно отметить развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений и, как следствие, воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы.
Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям от внешних факторов.
Список литературы:
1. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
2. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М., 2006
4. Стрельникова Н. В. «Шаг навстречу здоровью» // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 6
5. Авторские технологии:
6. Вареник Е. Н. // «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет»
7. О. Н. Моргунова О. Н. // «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
8. Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. – С. 40
9. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С. 33