Елена Горбунова
Стендовый доклад «Педагогическая поддержка развития детской одарённости в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёркивается роль творческих возможностей и способностей ребёнка. Наиболее благоприятный период для развития таланта – это дошкольное детство. Наша задача - раскрыть и способствовать развитию талантов ребёнка.
Основной принцип – каждый ребенок от природы одарен по- своему.
Публикация «Стендовый доклад „Педагогическая поддержка развития детской одарённости в ДОУ“» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей наших воспитанников мы организуем занятия, включаем целенаправленные игры в режимные моменты, ведём работу по дополнительному образованию.
1. Танцевальный кружок «Конфети» (Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста)
2. Кружок бисероплетения «Волшебный бисер»
3. Кружок по психологии «Планета чудес» (Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их).
4. Физкультурный кружок «Школа мяча» (Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки, физической силы. Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией)
Задачи:
1. Развивать детей с учетом ярко – выраженных индивидуальных творческих особенностей,
2. Формировать творческое самовыражение детей;
3. Развивать умение видеть и чувствовать красоту во всех её проявлениях, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность к познанию прекрасного, к созданию художественных ценностей.
Этапы работы с одаренными детьми.
Первый этап – диагностический: Цель нашей работы: ранняя диагностика одаренности детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения данного направления.
Задачи:
• Предусматривать степень и методы самораскрытия одаренных и высокомотивированных детей;
• Оказывать помощь одаренным детям в реализации своих способностей;
• Обратить внимание родителей на развитие способностей ребенка в той или иной области.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Станфорда-Бине, тест Слоссона и т. п.). Внашем детском саду мы используем в работе программу «Планета чудес» А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик, где делается акцент на развитие творческих способностей детской одарённости, развитию креативности и творческого потенциала. На этом этапе очень важно найти правильную эмоциональную волну общения с детьми, доставляющую взаимное удовольствие детям и взрослым. Уровень сложности задания – будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад. Благодаря педагогической интуиции и опыту мы подбирали такие задания, уровень которых раскрывал те или иные способности и задатки каждого ребенка.
Для этого были созданы следующие условия:
а) организация рабочего пространства – дети могли свободно перемещаться по комнате, имели право отказаться от выполнения заданий предложенных в игровой форме.
б) возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т. е. дети самостоятельно выбирали, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
в) «открытый» временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе.
Второй этап – моделирование системы работы с конкретной группой детей по направлению. На этом этапе мы стремимся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности : 1. Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры, музыкально – игровая гимнастика, музыкотерапия, импровизированная игра на музыкальных инструментах, арттерапия, сказкотерапия.
2. Развитие детской одарё нности в разных видах творческой деятельности с интеграцией образовательных областей:
- изобразительной: цикл занятий «Путешествие в страну красок», конкурсы «Времена года», «Моя любимая игрушка» и т. д.
- театрализованной: мини- спектакли, кукольный театр, театрализованное представление.
- Познавательной: цикл экспериментальных и исследовательских занятий «Воздух», «Вода», «Весы», «Волка ноги кормят» и др.
- развития речи : «Путешествие за волшебным клубочком», игра «О, счастливчик» и др.
3. Развитие детской одарённости в разных видах творческой деятельности
Третий этап – совершенствование творческого самовыражения:
На этом этапе решались следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах. Детям предоставлялась возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить. Наши воспитанники постоянно принимали участие в муниципальных конкурсах, смотрах и других мероприятиях, где неоднократно занимали призовые места.
Конкурс «Знаток- дошколенок»
Районный конкурс детского творчества «Калейдоскоп
Районный смотр-конкурс «Зелёный огонёк» и др.
Заключение.
Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.
Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.