Ирина Волкова
Консультация «Застенчивый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости :
• Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети, для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.
Публикация «Консультация „Застенчивый ребёнок“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
• Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей – отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.
• Дети, чей страх перед людьми не знает границ, - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.
Причины застенчивости.
• Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
• Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.
• Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того, что и ребенок будет застенчив, возрастает.
• Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.
• Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.
• Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.
Стеснительного ребенка, как правило, видно сразу. Вернее, не видно, потому что он все время норовит за маму спрятаться. И не слышно, так как говорит тихо, отвечает односложно, сперва собравшись с духом. А то и вовсе молчит, так и не осмелившись поддержать беседу. Застенчивые дети «удобны», они, на первый взгляд, не вызывают беспокойства: ведут себя сдержанно, играют тихонько, с лишними вопросами не пристают… Но не стоит путать стеснительность с вежливостью и скромностью. Скромный ребенок умеет проявить сдержанность, когда того требует ситуация, вежливый – корректно вести себя, соблюдая правила приличия. А застенчивость идет бок о бок с зажатостью, скованностью, неуверенностью в себе, неумением общаться, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. В будущем это может помешать ребенку заводить друзей, делать карьеру, достигать поставленных целей, проявлять в полной мере свои способности и в целом получать удовольствие от жизни.
В каких же случаях стоит «бить тревогу»?
В начале стоит разобраться, что же такое собственно застенчивость. Зачастую родители, охваченные стремлением развить коммуникабельность у своего чада, упускают из виду, что некоторая неловкость, возникающая в новой ситуации, при беседе с незнакомым человеком, публичном выступлении - абсолютно нормальное явление. Здесь стеснительность выступает своего рода защитной реакцией, ведь что-то новое, неизведанное нужно сначала изучить, присмотреться к нему, а уж потом осваивать. Но если ребенок робеет даже в присутствии знакомых, не может выступить на утреннике в саду или школьном празднике, не проявляет инициативы в детских играх, а подойти и предложить дружбу для него вовсе непосильная задача – значит, стеснительность уже становится проблемой.
Застенчивость возникает по разным причинам. Одна из них – социальное наследование, когда ребенок бессознательно усваивает и затем воспроизводит родительскую модель поведения. Очень часто у стеснительных взрослых робкие и несмелые дети. Другая причина возникновения застенчивости – психологическая травма. Став однажды объектом насмешек, агрессивных выпадов, ребенок стремится избежать повторения негативного опыта и поэтому «закрывается». Благодатной почвой для возникновения застенчивости служат такие индивидуальные особенности как ранимость, восприимчивость. Такие дети чаще сталкиваются с психотравмирующими ситуациями, потому что слишком чувствительны и склонны все принимать на свой личный счет. Стеснительность также часто проявляется у детей с неразвитыми коммуникативными навыками. Они не знают, как познакомиться, предложить дружбу, что делать, чтобы поддерживать дружеские взаимоотношения, как поступить в той или иной ситуации, как разрешить конфликт. Зачастую такие детки не умеют высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения. Из-за этого они терпят неудачи в общении и, как следствие, замыкаются в себе.
Кроме того, стеснительным, скорее всего, станет ребенок, которого редко хвалят и часто ругают, причем публично. Во-первых, акцент на недостатках, упреки и замечания приводят к тому, что он отлично усваивает, что именно не может, не умеет и чем не обладает. А вот представление о своих «сильных сторонах» у него совершенно не формируется. Значит, гордиться нечем, предъявить окружающим нечего. Во-вторых, появляется четкая связь: оказаться в центре внимания – получить выговор. Что делает в таких случаях ребенок? Старается вести себя как можно тише и незаметнее.
Как помочь ребенку преодолеть стеснительность?
Во-первых, принять его таким, как есть. Некоторые особенности являются врожденными и кардинальным образом изменить их не удастся. К таким относится, например, тип темперамента. Среди меланхоликов встречается гораздо больше стеснительных детей, чем среди сангвиников или холериков, так как этому типу темперамента присущи ранимость, нерешительность, повышенная чувствительность, мнительность. Во-вторых, оценить глубину проблемы и имеющиеся у малыша ресурсы. В-третьих, запастись терпением. Застенчивость не уйдет за один день, после одной беседы или одного упражнения. И, конечно, обеспечить стеснительному ребенку поддержку. Ему очень нужна родительская любовь и положительный настрой. Лишь чувствуя надежную опору близких, он начнет «раскрываться».
С чего начать? Конечно, полезным было бы определить причину возникновения застенчивости. Тогда можно выбрать приоритетную стратегию действий. Но это не всегда получается, особенно если проблема существует давно. В любом случае эффективными будут следующие способы:
• Старайтесь поддерживать демократический стиль общения в семье. Избегайте прямого давления, категоричного тона. Предпочтительнее попросить ребенка что-то сделать, объяснив необходимость этого, чем заставлять и принуждать. Предоставьте ему определенную степень самостоятельности и свободы. Все это придаст уверенности в себе, увеличит степень доверия к миру и повысит самооценку. Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.
• Давайте ребенку посильные поручения. Обязательно хвалите его за успехи, подчеркивая, что именно вышло удачно. Помогайте справиться с трудностями, но только тогда, когда это действительно нужно. Лучше всего спросить у малыша, требуется ли ему помощь. Пусть он учится оценивать собственные силы. Можно закрепить за ним какие-либо несложные домашние обязанности, подчеркивая при этом, как это важно для семьи.
• Старайтесь чаще разговаривать с ребенком. Подразумевается именно диалог, обсуждение чего-либо, а не только раздача указаний и прием отчета о прошедшем дне. Интересуйтесь мнением ребенка, и даже если вы не согласны с ним, вначале выслушайте. Стимулируйте сына или дочь обосновывать свою точку зрения, аргументированно парировать в споре.
• Откажитесь от ярлыков. «Лодырь», «неряха», «безответственный», «Маша-растеряша» и прочие прозвища лишь закрепляют негативные качества ребенка. И он начинает вести себя в соответствии с данной ему характеристикой. Лучше называть конкретные действия ребенка, выражая свое к ним отношение и просьбу исправить ситуацию. Например: «Ты сегодня поленился и не заправил постель. Это выглядит неопрятно. Застели ее, пожалуйста, тогда в комнате будет красиво», «Утром ты забыл дома игрушки. Подумай, что ты хочешь взять с собой на прогулку и сложи все это в пакет у входа» и т. п. Кроме того, не нужно обсуждать проблему стеснительности, особенно при ребенке. Она будет лишь фиксироваться, как в вашем, так и в его сознании. Лучше отмечать положительные результаты, пусть даже маленькие.
• Почаще называйте ребенка по имени, используйте ласковые (но не насмешливые) слова и обороты. Не стесняйтесь говорить ему, что вы его любите, что он вам очень дорог.
• Работайте вместе с ребенком над его «слабыми сторонами». Стеснительность часто обусловлена физическими недостатками ребенка, отсутствием навыков, востребованных в кругу сверстников (например, полнота, «неспортивность», несовременный внешний вид и т. д.) Запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Если нужно, подберите красивые очки, посетите дантиста, косметолога, парикмахера. Это является особенно актуальным для детей, входящих в подростковый возраст (8-9 лет и старше). Взрослые могут сколько угодно доказывать им, что внутренний мир и душевные качества гораздо важнее – у подростков свои критерии и внешний вид является одним из главных.
• Проанализируйте, какие именно ситуации вызывают трудности и попробуйте проиграть их вместе с ребенком. Например, поход в магазин, встреча с одноклассниками, выступление перед аудиторией, обращение к незнакомому человеку на улице и т. д. Если ребенок очень стеснительный или еще слишком мал, можно использовать ролевые проигрывания с игрушечными персонажами. Сочините историю про то, как мишка пришел в гости к зайчику и ему было очень неловко, так как он не знал, как себя повести. Пусть малыш с вашей помощью продолжит рассказ. А затем вместе придумайте окончание сказки, обязательно позитивное.
• Пополняйте словарный запас ребенка, расширяйте кругозор, развивайте связную речь, коммуникативные навыки. Учите его правилам элементарного этикета: как поздороваться, как попросить о помощи или услуге, как поддержать беседу, как извиниться, как закончить разговор, как деликатно уйти от нежелательных тем. Дети почувствуют себя увереннее в обществе, если будут знать, что говорить и что делать в тот или иной момент. Кроме того, развивайте у ребенка чувство юмора. Учите его понимать и принимать шутки, адекватно реагировать на безобидные подтрунивания, видеть смешное и забавное в повседневной жизни.
• Расширяйте круг общения ребенка. Ходите в гости и приглашайте друзей к себе. Посещайте детские площадки, театры, выставки и концерты. Встречая знакомых на улице, остановитесь и обменяйтесь парой-тройкой фраз, вместо того, чтобы просто кивнуть головой – таким образом вы будете подавать малышу пример непринужденного, «легкого» общения. Просите его что-то передать соседке, принять сдачу в магазине, занять очередь в поликлинике. Конечно, поначалу это может быть трудным или даже невозможным, поэтому будьте рядом, поддерживайте, помогайте и уж конечно, не ругайте в случае неудачи. Хороший способ в борьбе со стеснительностью – устроить детский праздник дома. Оказавшись в роли хозяина, находясь на своей территории, ребенок почувствует себя в безопасности, а, значит, будет вести себя более активно, проявлять инициативу.
• Развивайте творческие способности ребенка. Преодолеть застенчивость помогает осознание того, что ему есть что продемонстрировать окружающим. Чаще рисуйте, лепите вместе с ребенком, делайте аппликации, панно, различные поделки. И обязательно презентуйте достижения ребенка перед родственниками и приятелями.
• Стеснительные дети, как правило, тревожны. Поэтому полезно снимать напряженность в конце дня или после стрессовой ситуации. Для этого можно использовать различные упражнения для физической и эмоциональной разгрузки, массаж, дыхательную гимнастику. Кроме того, ограждайте ребенка от негативной информации: разговоры, репортажи, статьи о криминальных событиях, катастрофах, экономических неурядицах и т. д. Старайтесь все «взрослые» обсуждения проводить «за закрытыми дверями».
Литература:
1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.
2. Рябчикова Елена - статья «Застенчивый ребенок», детский сайт для молодых родителей
https://www.mamam-papam.ru/2013/09/10/zasten.html
3. Райченко О. С. – статья «Застенчивый ребенок», сайт для работы с родителями
https://vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/425-shy-child