Любовь Петрова
«Великой Победе посвящается… Воспитать гражданина!» Опыт работы по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. А что же такое «патриотизм»? Обратимся к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой: «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
Публикация «„Великой Победе посвящается… Воспитать гражданина!“ Опыт работы по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте мы, педагоги, и вы, родители должны сформировать у детей чувство любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, духовно-нравственные отношения, любовь к культурному наследию нашего народа. Также мы с вами должны воспитать любовь и уважение к нашим национальным особенностям, чувство собственного достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.
Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.
Мы в нашем ДОУ рассматриваем патриотизм через понятие «отношение» и выделяем несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству.
Каждое из этих направлений стало содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое вносит свой вклад в социализацию личности ребенка.
Визитной карточкой МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» является эмблема, на которой нарисован бьющий из-под земли родник с чистой голубой водой. Рядом с ним дети - воспитанники нашего ДОУ, которые прикасаются к роднику, чтобы впитать в себя все те знания и жизненный опыт, который накопили их предки: родители, бабушки и дедушки, прадеды. Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, средства массовой информации, кино и телевидение, интернет.
К сожалению, в этом возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой след она оставляет в психике и как влияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому нашей основной задачей и задачей родителей, как первых педагогов, является привитие ребенку тех жизненных позиций и выбор того «нужного» потока информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.
У нас в ДОУ нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений. Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.
А как воспитать патриотизм в 21 веке, через какие формы и методы работы привить ребенку любовь и уважение к его малой родине, к его семье? Этот вопрос стал перед сотрудниками ДОУ с момента его открытия.
Для решения этого вопроса в ДОУ был разработан проект «Музейно-педагогический комплекс «Содружество»» предполагающий создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: развитие нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении. Основной задачей музейно-педагогического комплекса является формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма. На сегодняшний день в ДОУ созданы и работают 4 мини – музея :
• народно-прикладного искусства «Радуга творчества»;
• краеведения «Надым – любимый город»;
• естественно - научных представлений «Природа»;
• нравственного воспитания «Лучший друг».
Благодаря организации воспитательного процесса через мини-музеи у воспитанников повысилось качество усвоения новых знаний; появился интерес к музейной культуре; происходит развитие гражданственности, патриотизма и личностных качеств дошкольников;
Мы не остановились на этом, нам хотелось использовать такие формы работы, которые могли бы отличать нас от других детских садов города и района. Перепробовав различные варианты, мы создали в ДОУ клубное сообщество «Мир дошкольного детства – условие развития единого образовательного пространства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры.
На сегодняшний день МДОУ располагает педагогическими, методическими и материальными возможностями для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества «Мир дошкольного детства» - условие развития единого образовательного пространства» :
детско-родительский клуб «Гармония»;
клуб семейного общения для старшего поколения «Сударыня-барыня»;
детский клуб «Волшебный фонарик».
Одной из задач, которые решает клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок - детский сад - социальные партнёры, является обогащение опыта семейного воспитания на основе возрождения народных традиций.
Клубное сообщество «Мир дошкольного детства» -- условие развития единого образовательного пространства» является составной частью институционального проекта работы с родительской общественностью, социальными партнёрами в рамках образовательной организации МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» и группы организаций социальных партнё ров: МБУК «Надымская районная клубная система», МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма», Филиал МБУК «Надымская районная клубная система»- Центр национальных культур и др.
Детский клуб «Волшебный фонарик» объединил детей старшего дошкольного возраста. Основными принципами работы клуба являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ, взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Детский клуб воспитывает у детей : устойчивое внимание, наблюдательность, любознательность; гуманные чувства к окружающему их миру; взаимоотношения сотрудничества при решении задач.
Юными журналистами выполнен ряд оригинальных проектов, изготовлены эксклюзивные поздравительные открытки, плакаты, информационные и познавательные газеты, в том числе и собственной детской газеты МДОУ “Волшебный фонарик”.
Благодаря занятиям в детском клубе «Волшебный фонарик» продукты творческой деятельности воспитанников представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня. Результативность участия составила 87%. Опыт работы и методические идеи по организации работы с дошкольниками по теме «Юные журналисты» были представлены на обсуждение ДОУ города и района.
С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках клубного сообщества с сентября 2014 года был организован клуб бабушек "Сударыня-барыня». Одной из главных задач деятельности клуба является сохранение и укрепление внутрисемейных и межсемейных связей разных поколений и воспитание уважения к старшему поколению.
Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и дедушки, родители воспитанников, специалисты ДОУ. За время деятельности клуба планируется выпустить: накопительную папку с колыбельными, пестушками, уговорушками; буклеты и памятки по воспитанию детей. Также в рамках деятельности клуба организованы выставки и совместные развлекательно - игровые программы.
Детско - родительский клуб «Гармония» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Вся деятельность клубов осуществляется на добровольных началах, девиз клубного сообщества: «Ты расти, а мы поможем».
Взаимодействие трёх структурных подразделений клубного сообщества «Мир дошкольного детства» способствует созданию инновационного образовательного пространства. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме клубного сообщества представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Благодаря организации работы клубного сообщества у дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Таким образом происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.