Светлана Геннадьевна Ситникова
Семейное воспитание и его особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное воспитание и его особенности.
Семейное воспитание (в широком смысле слова) — это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, которая органично объединяет объективное влияние культуры, традиций, обычаев, взглядов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.
Темочки:
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) нами понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и способствует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии личности ребенка.
Семейное воспитание-своеобразный и специфический процесс. Его специфика заключается в следующих основных характеристиках:
1) содействие осуществлению неразрывной связи поколений, их прошлого, современного и будущего, морально-духовному единству членов семьи как близких людей и как представителей общества;
2) способность семейного воспитания в отличие от общественного незаметно (невольно, но очень действенно с помощью уникального механизма функционирования семейных связей и инстинкта формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству;
3) наличие естественной теплоты любви и сердечности в семейном общении и отношениях, служащей могучим фундаментом для морально-эмоционального воспитания детей;
4) непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру;
5) непрерывность, продолжительность и многообразие воспитательного влияния на детей людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей;
6) исполнение роли исконного (исходного) звена в процессе воспитания;
7) возможность глубокого и систематического практического изучения и учета индивидуальности ребенка;
8) открытость воспитательного процесса в семье в отличие от подобного процесса в учебных заведениях;
9) неформальность процесса воспитания в семье, основанного на позитивных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, нравах, укладе жизни;
10) возможность благоприятной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего "центра", направляющего на детей все воспитательные воздействия, средства и силы;
11) наличие определенной стихийности и субъективности родителей и других членов семьи в отношении детей;
12) возможность уменьшения негативного влияния неблагоприятной среды для воспитания ребенка, его полноценного развития и воспитания.
Субъектом семьи и семейного воспитания является личность ребенка (с момента рождения до достижения 18-летнего возраста). В системе семейных отношений ребенок не только чувствует влияние на него родителей и старших членов семьи, но, в свою очередь, также активно влияет на родителей, членов семьи, их образ жизнедеятельности и стиль семейного воспитания. При гуманистическом стиле семейного воспитания как процессе межличностного взаимодействия родителей и детей (субъект-субъективное взаимодействие) создаются необходимые условия для самостоятельного полноценного развития ребенка как субъекта семейной жизнедеятельности, личности, индивидуальности.
Основными задачами семейного воспитания на современном этапе, является воспитание у детей гуманности (уважение к людям, сострадания и отзывчивости, доброжелательного отношения к ним, заботы об их благополучии) и духовности (стремление к освоению богатств отечественной и мировой культуры, к формированию общечеловеческих идеалов добра, справедливости, отзывчивости, честности и порядочности, к своему образу жизни на основе свободы, нравственности, культуры, красоты); воспитание ребенка сознательным гражданином-патриотом своей Родины, честным тружеником, хорошим семьянином. Для их решения используются различные пути, средства и формы воспитания, направленные на освоение детьми определенных знаний и овладение практическими умениями и навыками; методы воспитания как совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют (поощряют) формирования опыта поведение, организацию самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, нравственное и духовное развитие.