Надежда
Статья «Проблемы адаптационного периода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы адаптационного периода.
Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Они беспокоятся, волнуются как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?. А вдруг?.
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. Конечно, малыша
Публикация «Статья „Проблемы адаптационного периода“» размещена в разделах
нужно готовить к детскому саду заранее. Как нужно подготовить малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?
Наивно полагать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего.
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптировался к условиям детского сада, в семье необходимо готовить к поступлению в дошкольное учреждение.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детского сада. Несовпадение режимов отрицательно влияет на ребенка. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоится при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.
Большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки (самостоятельно кушать, проситься на горшок, навыки самообслуживания (одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком и т. д.).
Главной причиной затруднений во время адаптации является отсутствие у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками. Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющиеся членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, как вежливо попросить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения с детьми. Игра с ними привлекает ребенка. Родители должны показать пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его.
Прием новеньких в дошкольные учреждения рекомендуется начинать в конце мая – начало июля. Дети гораздо легче адаптируются, хотя бы потому что большую часть времени проводят на улице. А малыши так любят гулять!
Придя в детский сад, условия жизни ребенка резко меняются: режим дня, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня. Ребенок будто попадает в новый мир, окруженный чужими людьми, запахами, другой обстановкой. И к этому ему нужно привыкать постепенно, находясь в группе всего 2-3 часа в первые несколько дней.
Первый этап подготовки малышей в детский сад начинается со сбора информации о потенциальных воспитанниках. Открыткой приглашаются родители на заседания «Школы матери». Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Организуются индивидуальные консультации, приглашаются вновь поступающие дети для совместных прогулок с детьми группы, родителям предлагается соответствующая литература из «Библиотеки детского сада». На этом этапе дети постепенно привыкают к режиму детского сада, знакомятся с воспитателями группы. У родителей и детей устанавливаются доверительные отношения с сотрудниками дошкольного учреждения.
Наиболее эффективной формой адаптации ребенка к детскому саду является группа кратковременного пребывания со специально организованной деятельностью воспитателя с мамами и детьми. Этапы взаимодействия мамы и ребенка:
Мы играем только вместе. В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к новой для него обстановке, мама является его «проводником и защитником». Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок - одно целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности именно мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, она знакомит его с играми и игрушками, представленными в группе.
Я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая окружающая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отрываться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Мама все еще является защитой и поддержкой ребенка. Такие эпизоды - лишь первые пробы малыша своей независимости. Здесь важно научить маму, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.
Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.
Иди, я немножко поиграю один. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельности в играх. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке в группе. У него появились любимые игрушки и уголки, он запомнил и выполняет простейшие правила.
Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится. И действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это.
Важно обратить внимание на возвращение мамы. При этом следует обратить внимание ребенка, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличивать.
Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя. На этом этапе, собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, при необходимости обращается за помощью к нему или к маме другого ребенка.
Некоторые советы родителям перед поступлением ребенка в детский сад.
• Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
• Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
• С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
• Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро, долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
• Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
• Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
• Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Литература:
В. Алямовская Ясли – это серьезно.
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. Санкт-Петербург, 2003
Н. Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад. Москва, 1983
Радуга. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. Москва, 1996